Слуйчай с сестрой Натальи Водяновой, вызвавший широчайшую огласку и молниеносную реакцию представителей власти, не только высветил проблему инклюзии инвалидов в российское общество и недостаточного уровня толерантности, но и напомнил — в законодательстве РФ существуют механизмы, позволяющие защитить людей с тем или иными особенностями от дискриминации.
Да, действительно, для того, чтобы отстоять свои права, вовсе не обязательно иметь знаменитого родственника, модельную внешность и доступ к мировым СМИ. Однако усилия приложить все-таки придется.
РООИ «Перспектива», помимо содействия людям с инвалидностью и их родным в образовании и трудоустройстве занимается и юридической защитой. Общественная организация дважды помогала инвалидам отстаивать свои интересы в суде, и оба раза завершились победой. В обоих случаях речь шла об инвалидах, незрячем и колясочнике, которых отказывались пускать в самолет без сопровождающего.
Наталья Присецкая, передвигающаяся с помощью коляски, ввиду специфики работы много летала по стране. Из аэропорта Домодедово она должна была отправиться рейсом авиакомпании S7 во Владикавказ, однако столкнулась с необъяснимой ситуацией.
Пассажирка зарегистрировалась на рейс, сдала багаж, в сопровождении работников аэропорта добралась до самолета, а когда подъехала к трапу в специально оборудованном автомобиле скорой помощи, узнала, что одна из стюардесс отказывается взять ее на борт. Общение через сопровождающих — работников Домодедово — результата не дало. Спуститься и поговорить с Присецкой или хотя бы представиться стюардесса отказалась, и Наталье пришлось отправляться в Осетию рейсом другой авиакомпании.
Позже представители авиакомпании дали разъяснения по поводу инцидента и сослались на внутреннюю инструкцию Из документа следовало, что Присецкая не имеет права летать без сопровождающего лица.
Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» обязывает организации независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам (включая колясочников) для беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, в том числе воздушным. Посчитав, что S7 нарушила требования закона, Присецкая обратилась с жалобами в Роспотребнадзор и Ространснадзор, а параллельно подала гражданский иск с требованием о возмещении причиненного морального вреда.
Суд посчитал, что авиакомпания не имела права в одностороннем порядке разрывать договор о предоставлении услуги. Ссылка юристов S7 на то, что Присецкой требовались особые условия перевозки, была отвергнута, поскольку Наталья неоднократно летала, занимая обычное кресло в эконом-классе. Помощь ей требовалась лишь при посадке в самолет и высадке, а эту услугу оказывают аэропортовые службы, а не перевозчик. Исковые требования были удовлетворены, пассажирке выплачена компенсация, а на авиакомпанию наложен штраф.
Инвалид по зрению Павел Обиух также столкнулся с дискриминацией, когда пытался улететь из аэропорта Домодедово самолетом авиакомпании S7. Представители перевозчика отказались пускать его на борт без сопровождающего, сославшись на внутренние инструкции.
Судебное разбирательство заняло около полугода. Истцу удалось добиться выплаты компенсации морального вреда. Кроме того, суд взыскал с авиакомпании штраф, который был выплачен в пользу государства и международной конфедерации обществ потребителей. S7 пришлось изменить внутренние правила с тем, чтобы исключить возможность нарушения прав инвалидов — ведь Воздушный кодекс не предусматривает такого основания отказа в перевозке, как отсутствие сопровождающего.
Ссылки юристов авиакомпании на то, что Обиух после одного из судебных заседаний воспользовался помощью, чтобы сесть в автомобиль, не были приняты во внимание.
Представитель международной конфедерации обществ потребителей Диана Сорк, комментируя решение суда по этому делу, отметила, что Павлу Обиуху не требовались особые условия перевозки, а только лишь сопровождение до самолета. Более того, отметила она, в экстремальной ситуации — в замкнутом пространстве, в темное или задымлении — незрячий человек мог бы ориентироваться лучше, чем обычные люди.
Стоит отметить, юристы, принимавшие участие в процессе на стороне истца, обратили внимание: после скандала внутренние правила изменила только одна авиакомпания, тогда как другие по-прежнему не идут навстречу пассажирам с особыми потребностями.
Директор РООИ «Перспектива» Денис Роза говорит, что инциденты, связанные с дискриминацией инвалидов, нередки, однако о них почти не известно публике. «Хорошо, что в этом случае мы можем поднять проблему, громко заявить о том, что еще очень многое предстоит сделать, чтобы изменить отношение общества к людям с инвалидностью», — сказал он в комментарии Неинвалид.
Очень хорошо,что в нашем обществе начинают реально защищать права людей, независимо от их особенностей.