Увечье, закрывшее Анри де Тулуз-Лотреку путь в высшее общество, стало импульсом к его творческому взлету.
Граф с короткими ногами
Анри Тулуз-Лотрек родился 1864 году в аристократической семье. Его родители расстались после смерти младшего сына, когда будущему художнику было четыре года. После развода родителей Анри жил в поместье матери недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку.
Тулуз-Лотреки принадлежали к древнейшему роду Франции. Это были образованные люди, интересовавшиеся политикой и культурой своей страны. Благодаря семейным пристрастиям, у маленького графа очень рано появился интерес к искусству. Не меньшую любовь мальчик питал к лошадям и собакам, уже с ранних лет занимался верховой ездой и вместе с отцом принимал участие в псовых и соколиных охотах.
Отец хотел воспитать из Анри спортсмена, поэтому часто брал его с собой на бега, а также водил сына в мастерскую своего друга — глухого художника Рене Пренсто, который создавал блистательные портреты лошадей и собак в движении. Отец и сын вместе брали уроки у этого признанного художника.
В возрасте 13 лет Анри неудачно встал с низкого стула и сломал шейку бедра левой ноги. Через полтора года он упал в овраг и получил перелом шейки бедра правой ноги. Его ноги перестали расти, оставаясь длиной около 70 сантиметров на протяжении всей жизни художника, притом тело продолжало развиваться.
Некоторые исследователи считают, что кости медленно срастались и рост конечностей остановился из-за наследственности — бабушки Анри приходились друг другу родными сёстрами.
Анри де Тулуз-ЛотрекК 20 годам он выглядел очень непропорционально: большие голова и тело на тоненьких ножках ребёнка. При очень низком росте в 152 сантиметра молодой человек мужественно переносил свою болезнь, компенсируя её потрясающим чувством юмора, самоиронией и образованностью.
Тулуз-Лотрек говорил, что если бы не травмы, он бы с удовольствием стал хирургом или спортсменом. В его студии была поставлена машина для гребли, на которой он любил упражняться. Художник говорил друзьям, что если бы его ноги были подлиннее, то он не стал бы заниматься рисованием.
«Анри де Тулуз-Лотрек как автор и как модель», фотоманипуляция, 1892Семье Анри с трудом удавалось смириться с недугом сына: дефект лишил его возможности присутствовать на балах, выезжать на охоту, заниматься военным делом. Физическая непривлекательность уменьшала шансы найти пару и продолжить род. Отец Анри, граф Альфонс, после травмы потерял к нему всякий интерес.
Но благодаря отцу, который любил развлечения, Лотрек с ранних лет посещал ярмарки и цирк. Впоследствии тема цирка и увеселительных заведений стала основной в творчестве художника.
На Анри в семье возлагались все надежды, а он не мог их осуществить. В 18 лет юный граф стремясь доказать отцу, что его жизнь не кончена, отправился в Париж. На протяжении всей последующей жизни отношения с отцом были натянутыми: граф Альфонс не хотел, чтобы сын бесчестил род, ставя свою подпись на картинах.
Художник «ветряных мельниц» Монмартра
Направление, в котором работал Анри де Тулез-Лотрек, известно в искусстве как постимпрессионизм, который дал корни модернизму или арт-нуво.
Во время лечения переломов Анри много рисовал, уделяя этому гораздо больше времени, чем школьным предметам. Его мать, графиня Адель, отчаянно стремилась вылечить сына, возила на курорты, нанимала лучших врачей, но никто не был в силах помочь.
На первых порах он писал в импрессионисткой манере: его восхищали Эдгар Дега, Поль Сезанн, кроме того, источником вдохновения служили японские гравюры. В 1882 году, после переезда в Париж, Лотрек в течение нескольких лет посещал студии академических живописцев, но классическая выверенность их картин была ему чужда.
В 1885 году он поселился на Монмартре – в полудеревенском пригороде с ветряными мельницами, вокруг которых начали открываться кабаре, в том числе легендарный «Мулен Руж».
Семья с ужасом восприняла решение сына открыть свою студию в центре района, который начинал обретать славу пристанища богемы. Вскоре по настоянию отца он взял себе псевдоним и стал подписывать свои произведения анаграммой фамилии «Трекло».
Именно Монмартр стал главным источником вдохновения молодого живописца.
Анри отошел от общения с людьми своего круга, все больше отдаваясь новой жизни: он перешел в мир парижской богемы и «полусвета», где обрел-таки возможность существовать, не вызывая пристального любопытства. Именно здесь художник получал мощные творческие импульсы.
В творчестве Лотрека складывался свой собственный стиль – немного гротескный, нарочито декоративный. Неслучайно он стал одним из зачинателей искусства литографии (печатного плаката).
В 1888 и в 1890 годах Лотрек принимал участие в выставках Брюссельской «Группы Двадцати» и получил самые высокие отзывы от кумира своей юности Эдгара Дега. Вместе с Лотреком в них принимали участие известные французские художники — Ренуар, Синьяк, Сезанн и Ван Гог. Именно 90-е годы XIX века стали временем блестящего рассвета искусства художника Тулуз-Лотрека.
Творческая жизнь Тулуз-Лотрека длилась меньше двух десятилетий – он умер в 37 лет. Но его наследие считается одним из самых богатых: 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, а также этюды, наброски, керамика и витражи.
Несмотря на прижизненную неприязнь критики к художнику, через несколько лет после его смерти к нему пришло настоящее призвание. Он вдохновлял множество молодых художников, в том числе Пикассо. Сегодня творчество Анри де Тулуз-Лотрека по-прежнему привлекает художников и любителей искусства, а цены на его работы продолжают стремительно расти.
Похожие статьи