Анатолий Тепляков: Путешествие музыканта

Анатолий Иннокентьевич Тепляков (25 сентября 1952) пианист, композитор. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Член Правления Иркутской областной организации «Союз композиторов».

Родился в селе Каменка Боханского района Иркутской области. В пятилетнем возрасте потерял зрение. К семнадцати м окончательно сформировалось стремление получить музыкальное образование. В 1973 окончил Курское музыкальное училище с отличием.

1973–1975 – работал в Каменском сельском доме культуры в хоре русской народной песни и эстрадном коллективе. 1975–1980 – учеба в Новосибирской государственной консерватории. С 1975 по настоящее время работает с творческими коллективами Иркутского регионального отделения Всероссийского общества слепых.

С 1980 занимался практической композицией с В.Ф. Павловым (1938–1999).

Член Правления Иркутской областной организации «Союз композиторов».

Восхождение гения

25 сентября 1952 года в селе Каменка Боханского района на свет появился мальчик. Отец, заметив эту восприимчивость сына, стал приваживать его к гармони.

— Я разучил на слух и играл полонез Огиньского. А поскольку гармошка инструмент бесполутоновый (нет звуков черных клавиш, как у пианино. — Прим. авт.), то звучал полонез специфически, забавно. Получился такой своеобразный, бурятский вариант полонеза Огиньского, — улыбаясь, вспоминает Тепляков.

Затем последовала учеба в Иркутской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Одаренного мальчика заметили, и вскоре Толя уже играл в оркестре на кларнете. Однако не забывал и про гармонь, познакомившись с ее родственником — баяном. Но настоящему музыканту необходимо знание нотной грамоты. Для Теплякова же трудность ее освоения удваивалась. Сначала нужно было обучиться чтению по Брайлю (система знаков в виде выпуклых точек на бумаге, которые считывают, ощупывая их кончиками пальцев). В год окончания Тепляковым школы в журнале «Советский школьник» напечатали его «Кадриль».  В Курском музыкальном училище студенты, по словам Теплякова, занимались как одержимые.

— Мы вставали в половине шестого и до завтрака успевали отыграть часа два, — говорит Анатолий Иннокентьевич.

Всего же занятия музыкой за инструментом занимали в сутки в среднем по 11 часов.
Тепляков один, без сопровождающих, поехал в столицу всея СССР поступать в Гнесинский институт. Там ему отказали.

— Сейчас я на такое не решился бы. А тогда молодой был, нахальный, по колено море, по плечо Москва. Конечно же, отчасти это было сумасшествием с точки зрения нормального человека! Все передвижения — только с тростью для слепых. Приходилось опираться на подсказки и помощь совершенно чужих для меня людей: как пройти, где и как дорогу перейти, где пообедать, на каком транспорте и до какой остановки доехать… Хорошо, люди в большинстве своем попадались отзывчивые, доброжелательные, — рассказывает Анатолий Иннокентьевич.

Тепляков вернулся домой. В Каменке он руководил музыкальными коллективами в ДК, и ни одно поселковое мероприятие, требующее музыкального оформления, не обходилось без их участия.
Параллельно с работой Тепляков готовился к новой попытке поступления в вуз. Она удалась, он поступил в Новосибирскую консерваторию, которую окончил в 1980 году. Со временем молодой музыкант перебрался в Иркутск. Работал во многих образовательных и культурных учреждениях города — в ДК авиазавода, в Доме пионеров им. Щербакова, в музыкальном училище.

У Вячеслава Филипповича Павлова Тепляков несколько лет обучался практической композиции. А учитывая, что сам Павлов являлся учеником выдающегося русского композитора Шапорина, профессора Московской консерватории, можно сказать, что в определенной степени зрелое творчество Теплякова — иркутское продолжение московских композиторских традиций, которые восходят к творчеству самого Чайковского, тоже бывшего в свое время профессором Московской консерватории.

Успех

В 1987 году Тепляков — лауреат иркутского областного конкурса «Молодость. Творчество. Современность», награжден как автор лучшей скрипичной и фортепианной музыки.
В 1988 году он стал лауреатом уже за границей, на Международном конкурсе композиторов в Чехии, где ему присудили сразу две(!) премии за его струнный квартет.

Супруга Теплякова — театральный режиссер, и, видимо, это обстоятельство имело определенное влияние на возникновение у Теплякова интереса к театральной музыке. Кроме того, в багаже Анатолия Иннокентьевича много хоровой и вокальной музыки на стихи самых разных поэтов. Она исполнялась в Иркутской филармонии, так же как и симфонические произведения Теплякова, например его удивительный «Автопортрет». Если бы можно было отразить музыку «Автопортрета» в произведении живописи, то это была бы импрессионистская акварель: та же воздушность, миражность фактуры. В «Автопортрете» можно услышать и легкую грусть, и бескомпромиссность борьбы, и философские размышления. Проявлял Тепляков интерес и к киномузыке. В 1998 году во Владивостоке с успехом прошел показ фильма «Сын вождя». Создатель фильма — кинематографист Музалевский, автор музыки к фильму — Тепляков.

А в 2004 году Анатолий Иннокентьевич сам стал киногероем: режиссер Андрей Каминский (авторская студия «КА-film») снял фильм о Теплякове. Фильм называется «Путешествие музыканта».
Заповедник нерыночных ценностей

В 1999 году Теплякова ждал новый успех. Он принял участие в большом проекте, названном «Заповедник нерыночных ценностей», и стал получателем гранта. Кроме того, был выпущен компакт-диск с его произведением — мелодекламацией «Пьяный корабль» на стихи Артюра Рембо. «…Отличный художественный вкус, безошибочное чувство поэтического слова… Музыка как бы комментирует поэзию, вовремя отступает в тень и так же вовремя выходит на авансцену», — сказал о мелодекламации «Пьяный корабль» бывший ректор Московской консерватории, министр культуры России А.С.Соколов.

Источник http://irkipedia.ru



There are no comments

Add yours

*