Алексей Корниенко: Стопа Судьбы

Судьба дала Лёшке светлую голову, бездну таланта и… одну ногу. Других конечностей у него нет. Ногой мальчишка рисует картины, при виде которых профессионалы преклоняют колени

А звуки слиплись

В спальне ровные ряды аккуратно заправленных кроватей, на полу неприметный коврик, на окнах зелёные кудряшки цветов.

Стайка мальчишек, усевшись полукругом, обсуждали что-то своё. Приезжий корреспондент смутил ребят, они растерянно заулыбались.

– А вот и наш Лёшка, – нараспев сказала Валентина Давыденко, воспитатель старшей группы Малиновского дома-интерната для детей инвалидов.

Щуплый подросток, на вид совсем мальчишка, растерянно кивнул головой. Из рукавов футболки выглядывали культи рук, а из штанин брюк в пол смотрела одна ступня.

На просьбу показать свои работы Лёша шустро поддел ногой из-под кровати папку с рисунками. Секунда-другая, и пальцы ноги крепко держат карандаш, который добавляет «воздух» в развивающуюся гриву степной кобылицы, летящей по белому ватману.

Личное дело Алексея Корниенко к двадцати годам его жизни содержит несколько скупых листочков. На одном из них написано, что ребёнок родился на свет с врождённой ампутацией обеих рук и одной ноги, и родители от него отказались ещё в роддоме «в связи с тяжёлой инвалидностью…»

В Малиновский специализированный детский дом для детей-инвалидов Лёша поступил в четыре года.

Кроме клятой ампутации есть задержка речёвого развития. Мальчик практически не говорит. Отдельные звуки и слипшиеся слова лучше всех понимает воспитательница и мальчишки из его группы. Они главные переводчики между Лёшкой и миром.

– Когда ему исполнилось лет десять, мы стали замечать, что мальчик неплохо рисует. Первые его рисунки – это мультяшные герои, которых он смотрел по телевизору, и герои сказок Андерсена, – вспоминает Валентина Давыденко.

Педагоги научили мальчика полностью себя обслуживать: кушать, умываться, принимать душ и чистить зубы при помощи единственной ноги. Рисовать ногой его научил Господь Бог.

Рисование – его любимое занятие. Примостится ближе к окну, пальцами стопы зажмёт карандаш или кисточку, закусит губу, и… к нему не подходи.

Когда кто-то его отвлекает от любимого дела, Лёша смущённо улыбается и большой палец ноги подносит к губам, жестом показывая: «Тихо…»

Мир художника – это стены его общей спальни, редкие прогулки во дворе интерната не в счёт.

Летом иногда Лёшка выезжает в куцый казённый двор, отталкиваясь от земли своей всё заменяющей ногой.

Потом с жадностью рисует всё, что видит из своего двора. Железнодорожный мост он написал с завораживающей реалистичностью.

Когда смотришь на эту работу, то кажется, что слышно, как дрожит мост от мчащегося поезда. Такая правда линий и красок.

Он нарисовал портреты половине малиновских жителей. Нужна фотография – полдня времени, и портрет с поразительным сходством выходит из-под сбитых до крови пальцев Лёшкиной ноги.

Несколько лет назад его работы отправили на областной конкурс, на котором они стали победными. А когда он по фотографии нарисовал плотину Бурейской ГЭС, от восторга ахнули и благовещенские художники.

Минувшей весной отправили его работы в Москву для участия во Всероссийском конкурсе «Филантроп». Из столицы пришло приглашение – Лёша стал финалистом национального конкурса.

В его интернате нет профессионального педагога по изобразительному искусству. Кроме Господа Бога с ним этим занимается воспитатель Наталья Антошина, которая, по мнению окружающих, «тоже неплохо рисует».

Три столичных дня

Она и полетела с Лёшкой в Москву. Три столичных дня были для него самым большим праздником жизни.

Больше всего Лёша запомнил поездку на Поклонную гору, церемонию награждения и вкуснющие пирожные на банкете. Ничего подобного он никогда не ел и не видел.

Когда жюри, в составе которого были мастера масштаба Ильи Глазунова, единогласно решило, что в номинации «Преодоление. За гранью возможного» премию получит Алексей Корниенко, он просто не поверил. Сердце трепыхалось, как у испуганного воробья, и казалось, что коляска на сцену катилась как-то медленно. Как зимний день в интернатской спальне.

После фанфар и неслыханных слов в свой адрес к растерявшемуся Алексею подошла заплаканная женщина, обняла ему и сказала что теперь она обязательно будет жить, даже несмотря на то, что ей поставили онкологический диагноз.

– Мальчик, ты мне дал силы, веру и надежду, – обнимала она его.

Член жюри, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств Лейла Хасьянова сказала, что Алексей – это человек уникального таланта и дарования, который нужно обязательно развивать.

Отзвенели фанфары. Лёша вернулся в свой интернат. Статуэтку лауреата отдал на хранение директору. На двадцать тысяч премии ему купили хороших красок для работы. Амурские художники его публично назвали коллегой и тоже подарили подарок.

По закону двадцатилетнего самородка нужно переводить в интернат для взрослых. Но там не будет нянечек и воспитателей, которые как могут помогают его таланту. Там кончится затянувшееся детство, и наступит казённая взрослость, в которой совсем мало места для карандашей и кистей, зажатыми упрямо пальцами единственной ноги.

…Неизвестно, за что в материнской утробе судьба отняла у Лёшки обе руки и ногу, взамен дав ему высокобуквенный Талант мозолистой ступнёй рисовать мир так, что становится трудно дышать от увиденного.

Что дадим Таланту мы, кроме чашки наваристого супа и чистой простыни с интернатским клеймом?

Похоже, на этот вопрос ответа нет. В Приамурье об этом не знает никто. А в России?..

Прямая речь

Нина Санникова, министр социальной защиты населения Амурской области:

– В августе Алексей Корниенко будет направлен в специализированную клинику Санкт-Петербурга для протезирования. После реабилитации мы планируем перевести его в дом престарелых и инвалидов города Райчихинска. Там живёт талантливый художник. Думаю, что он поможет развиться его таланту. К сожалению, в России нет специализированных учебных заведений, где Алексей смог бы учиться на художника. Кроме физических увечий у него есть и психиатрический диагноз. Не тяжёлый, но всё же…

Источник http://www.amur.info/column/2012/08/02/



There are no comments

Add yours

*