Алексеев Анатолий (Alekseev Anatoly): С огромной жаждой прекрасного

Алексеев Анатолий Михайлович (1939 — 2005) — народный мастер России (резьба по дереву).

Для большинства из нас коряга — она и есть коряга. Пройдешь — не заметишь. И только тот, кому свыше дан дар видеть вокруг себя не одну, а две природы — естественную и им сотворенную — не переступит через сучковатую ветку или причудливый пенек, а поднимет, чтобы вдохнуть жизнь в это дерево, превратив его в персонажа из сказки, басни, в лопоухого зайца или длинноногую царицу-цаплю. А. М. Алексеев -удивительный человек, с огромной жаждой прекрасного, творческим подъемом, переходящим в радость воплощения фантазий в изделия. Его называют в Ельце добрым сказочником, не перестающим удивлять земляков своим мастерством.

У Анатолия Алексеева свое видение окружающего мира. Оно пришло к нему в раннем детстве вместе с несчастным случаем, отгородившим мальчишку от здоровых сверстников. Так уж вышло, что стал Анатолий Михайлович инвалидом: получил серьезную травму ноги, и последствия остались на всю жизнь. Долгие месяцы, годы ему пришлось провести в больнице, перенести множество операций. Однако с болезнью Анатолий не смирился. Словно в награду за мучения наделила его судьба этим необычным даром. Сначала попробовал рисовать — лежа на больничной койке. Недостающий круг общения Алексеев стал заполнять собственной фантазией, которая и уносила мальчика в сказочный мир. Он населял его нарисованными карандашом зверюшками, птицами, цветами. А позже они стали рождаться из куска дерева, над которым начинающий резчик колдовал часами, напряженно всматриваясь, как отточенный резак вонзается в сучковатую корягу.

Шло время, резчик совершенствовал свое мастерство. И то, что он делает сейчас, фигурками уже не назовешь. Каждая его статуэтка — шедевр. У каждой — свой сюжет, своя история. И слушать их из уст мастера — одно удовольствие. — Видишь, это дед Мазай и зайцы в лодке. Тут они уже не напуганы, потому что спасены. А это безногий на каталке — вон какой измученный да несчастный, и руку-то протянуть за милостыней боится. А вот мать пришла проведать своего сына, которого отдали в подмастерье. А он, видишь — голодный, лохматый, грязный. Ей сына жаль, рада бы забрать его домой, да нужда не позволяет. А эта статуэтка называется «Не уходи». Парень с девушкой гуляли-гуляли, а расставаться жаль. Вот он обнял ее и просит, дескать, не уходи,пожалуйста.» (Из бесед с автором. Елец, 2005 г.)

Не будет ошибкой сказать, что многие работы Алексеева создают настоящие де¬ревянные сериалы: «Женская доля», «Знаки зодиака», литературные образы Тургенева, Гоголя, Некрасова. К 60-летию Великой Победы создал мастер серию скульптур, посвя¬щенных теме войны: «Возвращение», «Живым не сдамся», «Потерпи, родной…», «На привале», «Папашка вернулся», «Покурим» и др. Рассматривая эти удивительные фигурки, нельзя остаться равнодушным. В них есть какая-то чисто народная простота, юмор. Порой они чуть-чуть наивны. Но в них присутствует и мудрость, которая приходит с жизненным опытом.

…Разговорились с Анатолием Михайловичем о его новых поисках. И что примечательно. Заметно потеснился мир сказочных героев, рядом с ними уживаются теперь иные персонажи, отражающие иные реалии нашей жизни. Это и безрукий инвалид с пустой сумой на плече, и нищий с печальными глазами в ветхой одежде, и странник, так и не нашедший себе приюта…

— Я не придумываю своих героев, — говорит мастер, — они приходят ко мне из жизни. Безрукого инвалида, например, я увидел утром из окна своей квартиры. Он так врезался в душу, что я больше ничем не мог заниматься — сразу пошел к дереву…

Если раньше Алексеев старался придумывать героев, радующих глаз, создающих веселое настроение, то сегодня ему хочется запечатлеть в куске дерева сирых и обиженных, нищих и обездоленных людей, нуждающихся в нашем участии и сострадании. Мастер пытается растревожить нашу совесть, разбудить глухоту нашей души. К такой же реакции зовут и герои бунинских рассказов, которых Анатолий Михайлович сделал к 125-летию со дня рождения И. А. Бунина в 1995 г.

Особенно интересно решен образ дворового мужика Нефеда из рассказа «Лапти». В емком по содержанию рассказе всего две страницы. Из них мы узнаем, что дворовый мужик Нефед, не задумываясь, отправляется за 6 верст в пургу, чтоб «добыть» тяжело больному барчонку лапти, которые ребенок просит в бреду. Нефед хорошо понимает, что может замерзнуть:
«Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего».
Утром недалеко от дома его нашли замерзшим с «ребячьими лаптями за пазухой».

Скупые детали Алексеев А.М. среди своих работ портрета — «шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — мало что дают скульптору для решения образа, выражения его самоотверженной, широкой русской души. И мастер вводит в сюжет свой эпизод, чтобы выразить суть образа: перед трагической гибелью мужик сел передохнуть и мучает его в эту последнюю минуту не собственная обреченность, а судьба лаптей, являющихся здесь центром скульптурной композиции: ведь их так ждет больной ребенок. Поэтому и на лице мужика не страх перед смертью, а озабоченность. О том, что скульптор правильно и глубоко понимает суть бунинских героев, говорят и другие его образы. — Анатолий Михайлович, может быть это показалось, но большинство мужиков на ваших поделках уж больно лицами на Некрасова похожи. Те же бороды, залысины на лбах. Случайно получилось или как? — спрашиваю хозяина коллекции.

— Да кто ж его знает, может и не случайно, — отвечает. — Многие свои скульптуры я действительно по мотивам произведений Некрасова делал. И больно лицо мне его по душе: открытое, чисто русское, умное. Именно такое, какие лица были у многих мужиков деревни его времени. Сегодня крестьянская Россия иная, и лица тоже изменились у людей — меньше доброты в глазах, мудрости мужицкой, желания трудности житейские преодолевать с достоинством. А мой некрасовский герой — кроткий, трудолюбивый, для всех у него душа нараспашку. Ну а если нужно, то и с медведем один на один не сробеет силами помериться. Есть и про то у меня.

Судя по тому, что довелось увидеть, у Анатолия Михайловича есть не только литературные бедолаги. Немало у Мастера и потрясающих по своей гражданской позиции произведений о последствиях войны в Чечне, о разгуле пьянства в России, о безрадостной старости сегодняшних пенсионеров. Но было бы совсем неправильно считать, что елецкий умелец резцом ваяет только деревянное горе. Большинство его композиций — полные юмора, утонченного озорства и жизнелюбия.

Для создания богатого животного мира, птиц, сказочных героев художник умело ис¬пользует краски. Образы литературных героев он подает натуральным деревом, застав¬ляя его жить. Знание пластики человека, анатомии животных дает возможность передать характерные особенности модели и создать прекрасные произведения искусства.

Птицы — это особая страсть Анатолия Михайловича. Ему нравится наблюдать за пернатыми и передавать особенности их оперения в своих работах. Кого только здесь не увидишь: скворцы, снегири, иволги, зяблики, есть даже американский дятел. Просто птичий базар. Так и кажется, что все они сейчас запоют на разные голоса.
— Я как-то раз за удодом почти три километра шел, — рассказывает мастер, — а он меня все дразнил, близко не подпускал. Так я его оперение все равно рассмотрел.
— А как вы работаете, как рождается образ? — невольно возник вопрос.
— Все возникает в голове, приступаю к работе с топором, которым обрабатываю 60% будущей скульптуры, а до ума довожу уже более точными резцами. В материал идут ольха, вяз, липа. Одинаковые сюжеты есть, но каждая скульптура уникальна.

Уникальность А. М. Алексеева признают многие. Его имя за последние годы стало широко известно далеко за пределами Ельца. Он — участник более 100 областных, городских, региональных, Всероссийских, Всесоюзных, международных и персональных выставок. Его творения выставлялись в таких престижных залах столицы, как концертный зал им. Чайковского, концертный зал гостиницы «Россия», в здании бывшего парламента, в музее при Центре реабилитации «Преодоление» и других. В 1992 г. Алексееву присвоено звание «Народного мастера резьбы по дереву» за умелые руки и творческий поиск. Благодаря посредничеству немецкой фирмы «Филантроп», помогающей талантливым инвалидам, выставки А. М. Алексеева прошли в 21 стране мира, не считая ближнего зарубежья. И ни с одной из них работы не вернулись назад в том же количестве — их охотно покупают. Признание таланта Анатолия Михайловича официально выражено множеством грамот, медалей, Дипломами лауреата, ценными подарками. В 2000 г. елецкий мастер получил сертификат соискателя Международной премии «Филантроп-2000», в 2004 г. был отмечен Благодарностью Международным фондом славянской письменности и культуры.
Рассказывая об Анатолии Алексееве, нельзя не упомянуть и о его супруге Клавдии Ипполитовне.

Алексеевa Клавдия Ипполитовна - супруга мастера

Последовав примеру мужа, она тоже занялась резьбой по дереву. Ее игрушки — зайцы, грибки-старички, котята, птички — очень нравятся и детям, и взрослым.
— Муж статуэтки делает, а я — игрушки, — говорит Клавдия Ипполитовна.— Дело это, конечно, не женское, но мне нравится. Интересно наблюдать, как в твоих руках деревянный чурбачок превращается в зверюшку или птичку.
А Анатолий Михайлович хоть и подшучивает над женой, но в душе гордится тем, что переняла она интерес к его делу.
Клавдия Ипполитовна вспоминает такой случай: «После II Всероссийского фестиваля творчества инвалидов Анатолий Михайлович вместе с другими лауреатами ездил на выставку инватехники в Дюссельдорф. Там была устроена экспозиция его работ. Много вещей было продано, а еще больше раздарил так. В один из дней приехали на выстав¬ку журналисты с местного телевидения, заинтересовались его работами. Рядом оказался русский священник, который также с интересом рассматривал резные фигуры. Журналисты попросили его высказать свое впечатление.
«Это дар от Бога, — сказал священник. — А что Бог дал от души — то всем для души». Перекрестил работы и пошел».
Более полувека не расставался с любимым делом ельчанин Алексеев. Сколько деревянных скульптур создал он за эти годы! Сколько восторгов подарил он своим редким талантом.

Источник



There are no comments

Add yours

*