Александр Махортов, инвалид-колясочник, стал успешным бизнесменом
Крутой поворот
Отец Александра работал водителем-дальнобойщиком, потом автослесарем, так что сын с детства любил возиться с техникой. После школы парень пошел в профессионально-техническое училище машиностроения (нынче колледж). В 2000 году получил травму в ДТП — ехал на мотоцикле на большой скорости. Потянулись месяцы лечения… Парень оказался прикован к инвалидной коляске. Но не сдавался: окончил курсы при Белорусском протезно-ортопедическом восстановительном центре, получил специальности оператора ПВМ, чертежника-конструктора. Знания пригодились — сегодня Александр придумает и спроектирует механизм ручного управления к любому автомобилю. К тому же когда-то трудился слесарем — мастерил инвалидные коляски на частном предприятии, а на досуге ремонтировал машины. Сначала оборудовал автомобиль себе и супруге, чтобы газ и тормоз были всегда под рукой. Потом решил открыть собственное дело, так как услуга оказалась востребованной.
Идею Александра поддержал заместитель председателя Мингорисполкома Игорь Карпенко. Он помог подыскать помещение под СТО. После чего начинающему бизнесмену был дан зеленый свет.
— Я был уверен, что у меня все получится, — говорит мастер. — Мне помогло много хороших людей. Передавали меня друг другу, как говорится, по цепочке.
Александр зарегистрировался в качестве безработного в городской службе занятости и предоставил бизнес-план. Получил субсидию на развитие собственного дела. Деньги хоть и небольшие, чуть более 6 миллионов рублей, пригодились на оплату регистрации ЧУП, аренды, покупку некоторых инструментов…
— А как же первая, нерабочая группа инвалидности?
— Если есть заключение МРЭК, что ты можешь работать по такой-то специальности в определенных условиях 35 часов в неделю, то почему бы и нет? — поясняет собеседник.
Сегодня он учредитель и директор ЧУП «Инва-авто-сервис». В штате предприятия как здоровые люди, так и инвалиды I-II группы. Так что Александр не только занимается любимым делом — переоборудует автомобили на ручное управление, но и помогает зарабатывать другим людям, волей судьбы оказавшимся в сложной ситуации.
Предприятие Александра Махортова — первое в Беларуси по изготовлению и установке различных модификаций ручного управления на автомобили для людей с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата.
Глаза боятся, руки делают
Первая проблема, с которой столкнулся новоявленный директор, — помещение. Найти место под СТО в городе трудно. К тому же хозяину невыгодно заключать договор с инвалидом, потому что в соответствии с законом тот оплачивает только 10 процентов от стоимости аренды.
— Представляете, сколько будет стоить ручное управление для авто, если мы будем платить аренду по полной? — говорит Александр. — Прибавьте к этому расходы на свет, зарплату сотрудникам. Кто бы пошел к нам с такими ценами?
Хотя некоторые инвалиды покупают машины за 15-20 тысяч долларов, а потом экономят — переоборудуют машину в кустарных условиях, что, по мнению собеседника, может привести к аварии.
Помещение нашли. Немало пришлось потрудиться, чтобы привести его в порядок. Когда-то здесь находилась столярная мастерская, весь пол был засыпан опилками. Одна фирма помогла с краской, другая — с гипсокартоном, третья визитки напечатала…
Конечно, финансовые трудности имеются, но Александр уверен, что все у него получится.
— Каждый может найти себе занятие по душе, главное — самому захотеть что-то изменить в жизни, — уверен предприниматель. — Никто к вам не придет и не принесет идею на тарелочке с голубой каемочкой.
— Какие услуги оказываете?
— Могу отремонтировать все, что угодно, лишь бы руки дотянулись. Колодки, если надо, поменяем и масло заменим, сделаем полное техническое обслуживание автомобиля. Также на СТО будет отдельная комната с кроватью, телевизором и компьютером, чтобы клиент с ограниченными возможностями, пока автомобиль на ремонте, мог отдохнуть, посмотреть телевизор, воспользоваться Интернетом, выпить чашку кофе.
Александр придумает и спроектирует механизм ручного управления к любому автомобилю. К тому же когда-то трудился слесарем — мастерил инвалидные коляски на частном предприятии, а на досуге ремонтировал машины. Сначала оборудовал автомобиль себе и супруге, чтобы газ и тормоз были всегда под рукой. Потом решил открыть собственное дело, так как услуга оказалась востребованной.
Помощники и завистники
Некоторые завистники шепчутся, что новоиспеченный бизнесмен больше о деньгах думает, чем о людях.
— У меня сосед-инвалид пять лет дома сидел, — говорит Александр. — Я ему машину переоборудовал, теперь он каждый день на работу ездит. Трудится на складе, и все у него отлично.
Мой собеседник дома бывает редко. Днями мотается по городу:
— Во многом еще нужно разобраться. Но мне помогают. У одного моего знакомого собственная фирма по предоставлению юридических услуг. В свое время мы переоборудовали Юрию две машины — у него проблемы с ногами. Сейчас он консультирует меня по юридическим вопросам.
— Зависть ощущаете?
— Не думал об этом. Я знаю, что мне нужно кормить семью, строить квартиру.
Три года назад Александр женился. Его супруга Вероника — чемпионка мира по спортивным танцам на инвалидной коляске. Саша тоже занимался этим видом спорта, потом баскетболом. Но увлечения пришлось оставить из-за большой загруженности в бизнесе.
От Минска до Уфы
На столе три пухлые тетрадки чертежей уже переоборудованных автомобилей, Александр едва успевает выполнять заказы. Спрос на услуги его СТО растет. В общей сложности умелец переоборудовал 114 автомобилей. Телефон белорусского Кулибина передают из рук в руки. Слава о нем докатилась даже до России.
— Сегодня почтой отправил ручной механизм в Иркутскую область, недавно — в Уфу, — признается он.
Все устройства специалист испытывает на своей машине. Иногда в разработках использует зарубежный опыт.
— На днях новую модификацию проверяли, — говорит автослесарь, — за руль может сесть даже человек с неработающими кистями рук.
Александр планирует развивать свой бизнес, создавать новые рабочие места для инвалидов. Он верит в свой успех, а значит, все у него получится.
Сам себе хозяин
Начинающие бизнесмены получают финансовую поддержку в виде субсидии
Столичная служба занятости с начала текущего года предоставила субсидии для организации собственного дела 105 безработным. Размер единовременного государственного денежного пособия составляет 11 величин бюджета прожиточного минимума, сегодня это порядка 8 миллионов рублей, рассказала заместитель начальника управления занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Татьяна Кудевич.
Финансовую поддержку оказывают совершеннолетним гражданам, зарегистрированным в качестве безработных в районном отделе трудоустройства. Специалисты службы занятости осуществляют контроль за соблюдением условий договора в части целевого использования выделенных средств и осуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев после государственной регистрации, отметила Татьяна Кудевич.
— Какие направления бизнеса больше всего привлекают жителей столицы?
— Строительные и отделочные работы, торговля по образцам (интернет-магазины), услуги такси, ремонт вычислительной и компьютерной техники. А также предоставление парикмахерских услуг, ремонт и пошив одежды.
Надежда Лисова, «МК»
Их сайт в интернете http://www.inva-avto.by