Сергей Щекотуров признается, что разглядел черты любимой сердцем. Ведь они встретились с Катей уже после того, как оба потеряли зрение. Именно в их доме поселилась первая и пока единственная в Вологде собака-поводырь.
Катя и Сергей живут вместе уже два года. /Фото Алексея КолосоваКатя
Мы познакомились с Екатериной Ефимовой в Вологде на первом городском форуме инвалидов «Мы — за равные возможности!», организованном благотворительным фондом «Во имя добра». Молодая женщина вышла на сцену с собакой-поводырем. Запомнилось ее обращение к вологжанам быть терпеливее к людям с белой тростью, особенно в транспорте и поликлиниках.
Проблемы со зрением у Екатерины начались десять лет назад. Сказалось осложнение сахарного диабета. Девушке шел 21-й год. Она работала в престижной компании, собиралась поступать в институт и предпочитала каблуки не ниже 13 сантиметров.
— Сначала я думала, что зрение садится из-за компьютера, — поделилась Екатерина. — Сделала операцию в Вологде, но видеть стала еще хуже. Второй глаз решила оперировать в Чебоксарах: давали стопроцентную гарантию. Но в результате глаз ослеп полностью. А вот операция в Вологде, как выяснилось позже, оказалась более удачной — через несколько месяцев я начала различать контуры предметов.
Самое страшное, по словам Екатерины, смириться с тем, что ты уже никогда не сможешь видеть и жить, как прежде. Она пережила месяцы депрессии и отчаяния, но смогла взять себя в руки. Поддержали родственники и друзья.
— Я по жизни оптимист, — призналась девушка. — Хотя при сахарном диабете надеяться на улучшение зрения не стоит, все же после удаления катаракты два года назад я стала различать некоторые цвета. Пусть в тумане, но различаю.
Благодаря этому Катя плетет из бисера уникальные вещи. Плетет на ощупь. Больше всего ей нравится делать бабочек и цветы. И если бы мастерица не раздаривала свои творения подругам и знакомым, их набралось бы на целую выставку.
Сергей
После операции на сосудах головного мозга Сергей Щекотуров еще год наделся, что зрение восстановится. Но прошло восемь лет, а туман так и не рассеялся. С работой на железной дороге пришлось расстаться. По иронии судьбы за год до операции развелся с женой.
— Никто не верил, что я не вижу, с виду-то я вполне здоровый мужик, — говорит Сергей. — Даже врач на первой комиссии МСК поставил вторую группу инвалидности и предложил идти работать.
Жизнь утратила смысл. Лишиться света и красок мира в 34 года — тяжелое испытание. От мрачных мыслей отвлекали только аудиокниги и забота родителей. Из депрессии вытащила соседка — учительница и активная общественница. Она просто заставила Сергея пойти в Вологодское общество слепых. Он знал об этой организации, но не решался туда идти, боясь признать себя инвалидом.
— Только там я ощутил, что не одинок в своих проблемах, — признается Сергей. — До этого думал, что я один такой. Стал общаться с товарищами по несчастью и понял, что можно и нужно жить полноценной жизнью.
Общество слепых часто организует поездки по святым местам Вологодчины. Это помогает реабилитации и учит ориентироваться на местности. Буквально в первой поездке Сергей и встретил Катю.
— Не буду лукавить, но какой-то сотой долей оставшегося зрения я пытался разглядеть, как она выглядит, — признался Сергей. — Но больше общение с Катей запало в сердце и душу. Поразили ее оптимизм, решительность и какая-то добрая энергетика.
Правда, звонить понравившейся девушке он стеснялся. Но потом они встретились еще раз, и взаимная симпатия переросла в настоящее чувство.
С компьютером по жизни
Катя и Сергей уже два года живут вместе. Именно «вместе» потому, что все делают вдвоем — уборка, готовка, походы по магазинам и больницам, поездки на отдых. В их доме много говорящих помощников — телефон, тонометр и термометр. Катя и Сергей освоили специальную компьютерную программу для слепых — программу экранного доступа. Все, что изображено на экране, зачитывает синтезатор речи. Его, кстати, тоже Катериной зовут.
— На компьютере мы можем буквально все — читать, писать письма, находить информацию, общаться в скайпе и контакте. Просто делаем это без помощи компьютерной мыши, пользуясь одной клавиатурой, — рассказывают Катя и Сергей.
Благодаря голосовому чату Вентрило они общаются с сотнями людей по всему миру. Катя участвует в кулинарных шоу, играет в виртуальной сборной команде «Что? Где? Когда?». Они даже кроссворды группами в чате разгадывают. А два года назад в День влюбленных Катя Ефимова была выбрана «Мисс Вентрило -2010» и носила эту «корону» целый год. Правда, пришлось потом самой составлять конкурсную программу для выбора следующей мисс.
— Компьютер незаменим для незрячих людей, — считает Екатерина. — Можно что-то узнать, почитать, навести справку или просто с кем-то посоветоваться. Даже вот, к примеру, купив лекарство, мы находим его название в Интернете, и нам синтезатор речи зачитывает инструкцию по применению. В первые полгода я часами просиживала у компьютера. Это самое необходимое средство реабилитации слепого человека. Незрячий должен иметь возможность купить или получить компьютер со специальной программой и Интернетом.
Любимая прыгалка
Из-за красного креста на шлейке лабрадора Тэдди часто принимают за лечебную собаку или называют «скорой помощью».— Катя — очень жизнелюбивый и целеустремленный человек, — говорит ее супруг. — Если решила чему-то научиться или добиться поставленной цели, у нее обязательно получится.
Если бы не эта черта ее характера, в доме Кати никогда не появилась бы Тэдди. Еще до операции по удалению катаракты девушка решила завести собаку-поводыря. Таких воспитывают в подмосковном питомнике. Катя обратилась в специальную областную комиссию. Но доктор показал ей внутреннее распоряжение со списком заболеваний, при которых слепым нельзя иметь собаку-поводыря. Девушка пошла в вышестоящую организацию. Но и там пытались отказать: «А вдруг вам станет плохо на улице?» «А если мне станет плохо и без собаки? Вы о ком больше беспокоитесь — обо мне или о ней?» — парировала Екатерина. Чиновники сдались и выписали карту реабилитации. Собаку ждать пришлось год и два месяца.
В Подмосковье Катя поехала с Сергеем. На территории питомника — гостиница с бесплатным проживанием и питанием. Чтобы привыкнуть к своему поводырю, каждый незрячий человек две недели учит отдавать команды, а потом сдает экзамен. И только после этого едет с собакой домой.
— Когда мне предложили выбрать тихую или активную собаку, я предпочла активную, но и не предполагала, что она окажется такой «прыгалкой», — улыбается Катя.
Лабрадор Тэдди для поводыря слишком активна. Команды выполняет четко, но с невероятной веселостью. Она легко запоминает маршруты. Теперь достаточно на крыльце дома сказать ей — магазин, больница, парк, аптека или другое направление, она сразу отправляется по нужному адресу. Тэдди реагирует на звуковой сигнал светофора, находит в автобусе свободное место, чтобы подвести к нему хозяйку и может собрать рассыпанную мелочь. У собаки на ухе татуировка с номером, под кожу вшит чип, чтобы в любое время можно было через спутник узнать ее место нахождения. От прочих собак поводыря можно отличить по кожаной шлейке с изображением красного креста.
— Одна женщина как-то нас спросила: «А куда вы на ней ездите?» — рассказывает Сергей. — Она решила, что это ездовая собака — сами ездим или катаем кого-то. Из-за креста на шлейке люди называют ее «лечебной» или «скорой помощью». А недавно в автобусе дедушка внуку авторитетно заявил: «Смотри, это собака-санитар». Услышим такое — полдня смеемся.
Катя и Сергей на такое внимание не обижаются. Гораздо важнее, если бы люди замечали человека с белой тростью. Теперь, когда с ними Тэдди, передвигаться по городу гораздо безопаснее. Большой собаки сторонятся, даже если она самое добрейшее существо. А недавно Катю и Тэдди пригласили для участия в дог-шоу «Мы с хозяином вдвоем». Хозяйка уже сочиняет песню-презентацию.
Хочется работать
— Больше всего на свете мы не хотим вызывать у окружающих жалость, — говорит Сергей. — Изучив компьютер, незрячий человек может выполнять практически любую интеллектуальную работу. Почему-то общество не готово принять нас такими, какие мы есть. Нам, как и другим, хочется работать, отдыхать, путешествовать, любить, дружить. Но пока нам с Катей не удается найти работу, а всего остального приходится добиваться самим. Хотелось бы, чтобы люди, потерявшие зрение, особенно молодые, не замыкались в своей проблеме, а приходили в общество слепых, обращались в благотворительные фонды, где им обязательно помогут и подскажут, как решить проблемы. Поверьте, жизнь продолжается, даже если вы не видите все ее краски.
Возможно, узнав об этих удивительных людях, кто-то предложит им место на своем предприятии. Одно время Екатерина работала в обществе «Знание» — организовывала обучающие семинары для специалистов. У общительной и энергичной девушки это отлично получалось. Сергей и Катя могут работать диспетчерами, давать справки и консультировать по телефону. Мы очень надеемся, что они устроятся на работу и их жизнь наполнится новым смыслом.
Виктория Смирнова
Источник: krassever.ru
Похожие статьи