Люди с безграничными возможностями

«Нас нередко называют то дефективными, то ущербными, то людьми с ограниченными возможностями. Наши спортсмены-паралимпийцы доказали, что на самом деле возможности людей с инвалидностью неограниченны!»

С 29 августа по 9 сентября в Лондоне пройдут XIV летние Паралимпийские игры. В преддверии мирового турнира мы встретились с членом паралимпийской сборной России Алексеем Ашапатовым.

Справка «МК»: Ашапатов Алексей Витальевич, выдающийся российский спортсмен-паралимпиец, заслуженный мастер спорта по легкой атлетике, мастер спорта международного класса по армрестлингу, мастер спорта по волейболу, чемпион Европы 2005 года и чемпион мира 2006 года, чемпион России, Европы, мира по армрестлингу, действующий рекордсмен мира в толкании ядра среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата. Двукратный чемпион Паралимпиады-2008 в Пекине.  – Алексей, что такое паралимпийское движение, кто они – спортсмены-паралимпийцы?

– Это спорт для людей с ограниченными возможностями, проще говоря, инвалидов. Развитие паралимпийского спорта имеет более чем столетнюю историю. Еще в XVIII-XIX веках было установлено, что двигательная активность является одним из основных факторов реабилитации инвалидов. Первые попытки приобщения инвалидов к спорту были предприняты в конце XIX века, когда в 1888 году в Берлине возник спортивный клуб для глухих. В августе 1924 года в Париже прошли первые «Олимпийские игры для глухих». В них участвовали представители национальных федераций Бельгии, Великобритании, Голландии, Польши, Франции и Чехословакии, а также спортсмены-инвалиды из Италии, Румынии и Венгрии, в которых таких федераций еще не было. Программа Игр включала в себя соревнования по легкой атлетике, велоспорту, футболу, стрельбе и плаванию.

С тех пор многое изменилось и по категориям инвалидности, и по видам спорта, включенным в программу соревнований. Российская сборная впервые приняла участие в Паралимпиаде 1996 года. Тогда Игры проводились в Атланте, и в командном зачете россияне заняли 16-е место. В Сиднее-2000 наши паралимпийцы были четырнадцатыми (12 золотых медалей), а в Афинах-2004 поднялись на 11-е место (16 высших наград). По результатам Паралимпийских игр в Пекине в 2008 году мы доросли до 8-й строчки турнирной таблицы, завоевав 18 золотых медалей. В Лондоне, полагаю, поборемся за место повыше.

– Как вы пришли в этот спорт?

– Вы, надеюсь, понимаете: не от хорошей жизни. Я родился в Саратове, учился, занимался спортом. Здоровьем и способностями Бог не обидел, так что результаты показывал вполне приличные – играл в командах высшей лиги и суперлиги России по волейболу. В 2002 году после несчастного случая мне ампутировали ногу – пришлось начинать все заново. Попробовал волейбол сидя, плавание, армрестлинг. В 2004 году, после поездки в составе группы поддержки на Паралимпийские игры в Афинах, «заболел» легкой атлетикой. Бегать мне, с учетом габаритов, непросто, а вот метание диска и толкание ядра пришлись в самую пору. Посоветовавшись со своим тренером Валерием Прохоровым, приступил к тренировкам, и уже в 2005 году выиграл чемпионат Европы по метанию диска. Ну, а дальше пошло-поехало…

– Вы известны не только как спортсмен-паралимпиец, но и как общественный деятель, ратующий за формирование так называемой «безбарьерной среды». Какие барьеры вы предлагаете разрушить?

– Барьеры между здоровыми, полноценными людьми и людьми с инвалидностью. Раньше, как многие, наверное, помнят, инвалидов у нас вообще «не было», и внимания им и их нуждам практически не уделялось. Сегодня этот вопрос встал достаточно остро – как выяснилось, замалчивая существующие проблемы, мы оказались «позади планеты всей».

Собственно говоря, формирование безбарьерной среды и является решением внутренних проблем нашего общества. Все мы – и здоровые, и не очень – должны осознать, что инвалиды не нуждаются в жалости, не требуют каких-то особых преференций. Людям с инвалидностью в первую очередь необходимы условия для самореализации, а уж они их, поверьте, используют в полной мере. Инвалидов нередко, в том числе и в прессе, называют то дефективными, то ущербными, то людьми с ограниченными возможностями. Однако наши спортсмены-паралимпийцы доказали, что на самом деле возможности людей с инвалидностью неограниченны!

– Вы не раз бывали за границей. Как там с этой самой безбарьерной средой?

– В большинстве случаев значительно лучше, чем у нас. Я имею в виду развитые, цивилизованные страны. По предоставленным возможностям там ты ничем не отличаешься от здоровых людей, живешь равноценной жизнью – можешь абсолютно спокойно поехать на экскурсию, сходить в кино, на концерт, пообедать в ресторане, и никаких неудобств испытывать не будешь. Транспорт, пандусы, лифты, поручни – все обустроено в том числе и для людей с ограниченными возможностями. В той же Японии, к примеру, большинство продуктов, помимо обычных этикеток, имеют обозначения шрифтом Брайля – для слабовидящих. А ведь слепых там очень немного…

Но главное, безусловно, не в этом. Главное, что в этих странах стереотипы восприятия иные, и ты, даже сидя в инвалидном кресле, ощущаешь себя абсолютно таким же, как и окружающие тебя здоровые люди.

Для достижения этого состояния в нашей стране необходимо совместное желание и здоровых людей, и людей с инвалидностью убрать барьеры между собой. Даже наши паралимпийцы – ребята, в определенном смысле, продвинутые (есть титулы, звания, деньги), – зачастую комплексуют по поводу своих «болячек». Это, безусловно, психологически очень мешает ощущать себя нормальным человеком. Что уж тут говорить о простых смертных – бывших учителях, слесарях, военнослужащих, которые, став инвалидами, теряют веру в себя и… просто доживают.

В этом смысле значение Паралимпийских игр трудно переоценить. Они позволяют в первую очередь самим инвалидам, которые пока сидят дома, осознать, что инвалидность – не приговор, что с этим можно жить, можно реализовывать себя во многих областях – спорте, науке, труде, искусстве.

Конечно, необходимы определенные условия для создания этой среды – и технические, и, я бы сказал, моральные. Учеба, работа, отдых, спорт – все это должно быть доступно не только здоровым, но и людям с ограниченными в какой-то мере возможностями. Начинать надо с самого раннего возраста. По моему глубокому убеждению, даже в школах детей с инвалидностью не надо отсекать, дистанцировать от их здоровых сверстников. Они должны учиться вместе – в одной школе, одном классе, за одной партой.

– Но физические недостатки детей-инвалидов могут спровоцировать у окружающих желание самоутвердиться за счет более слабого, «ущербного» сверстника…

– Да, зачастую дети неосознанно жестоки, и первый опыт совместного обучения может быть нелегким, но лишь так, с первых шагов мы сможем научить их жить вместе, жить равноправно, равноценно. Если это войдет в сознание, в жизнь – люди привыкнут, станут отзывчивее, человечнее, попросту перестанут делить людей на «здоровых» и «ущербных».

Надо понять, что люди с инвалидностью не хуже – не слабее, не глупее своих сверстников, а уж их силе воли, усидчивости, жажде жизни можно только позавидовать. В спорте тому очень много ярких примеров. Вот есть у нас в Тюмени спортсмен Игорь Плотников – неоднократный чемпион Паралимпийских игр по плаванию. Несколько лет назад мне довелось с ним соревноваться, и он на короткой дистанции обогнал меня почти на полбассейна. В принципе ничего необычного – он ведь пловец, если не учитывать, что у Игоря… нет обеих рук. Тем не менее он прекрасно водит машину (на механике), печатает на компьютере, шьет – живет абсолютно полноценной жизнью, а в общении просто заряжает энергией.

Недавно погиб парень из Ростова – член нашей сборной, тоже безрукий. Вы бы видели, как он полноценных мастеров спорта по настольному теннису «делал»! Просто зажимал ракетку под подбородком и играл.

Попробуйте убедить этих парней в том, что у них какие-то там «ограниченные» возможности! Таких примеров много, и на Играх в Сочи они смогут показать, что человеческие возможности безграничны.

– Давайте отвлечемся от паралимпийского движения, от творчества, необходимости социальной адаптации и вспомним о реальных, бытовых проблемах. Инвалиды такие же люди, как все, и тоже хотят есть, однако добыть свой кусок хлеба им значительно сложнее. Что вы можете сказать об этой проблеме?

– В этом смысле в спорте сделано уже немало. Прежде всего уравняли паралимпийских и обычных спортсменов по премиальным за победы в тех или иных соревнованиях. Все спортсмены-инвалиды, входящие в состав сборной России, как и здоровые, стоят в ЦСП на ставках, получают приличное жалованье. Согласитесь, это неплохой стимул для занятий спортом. Зачастую наши спортсмены являются главными кормильцами в семье.

В остальных сферах жизнедеятельности все, конечно, несколько сложнее. Людям с инвалидностью еще достаточно сложно устроиться на приличную работу – тому причиной и уже озвученные нами проблемы. Но с чего-то надо начинать. Барьеры, а их у нас в стране более чем достаточно, надо преодолевать.

Отчасти и для этого мы планируем провести в 2014 году зимние Паралимпийские игры – в Сочи будет закладываться основная контентная база, наработается опыт, который впоследствии мы сможем использовать по всей стране. Игры в Сочи послужат мощным толчком в развитии самого движения, формировании безбарьерной среды, формировании, если хотите, нового стереотипа мышления россиян. Барьеры между людьми с инвалидностью и здоровыми начнут, наконец, разрушаться.

материал: Игорь Цагоев

http://kbr.mk.ru



There are no comments

Add yours

*