На ранний период творчества Хелене Шерфбек (Helene Sofia Schjerfbeck) наложила тень не только тяжелая травма бедра, ставшая следствием падения в детстве, но и отношение к женщине, бытовавшее в то время и не дававшее возможности для интенсивного творчества. В своих масштабных, амбициозных картинах она затрагивала темы, относящиеся к «мужской» проблематике, что считалось неприемлемым для женщины. В 1880-е гг. публика не получила от произведений Хелене Шерфбек того, что ждала, и прием был соответствующим. Несмотря на одаренность, ей пришлось ощутить свою чужеродность в творческом мире Финляндии
Отец Хелене Шерфбек, начальник мастерской на железной дороге Сванте Шерфбек, умер в 1876 г. от туберкулеза, когда дети были подростками. Ее матери Ольге пришлось, превозмогая денежные затруднения, одной заботится о Хелене и ее старшем брате Магнусе (1860–1933), впоследствии ставшем архитектором. Отношение Хелене Шерфбек к матери было противоречивым; мать не одобряла увлечения дочери искусством, но совместное проживание в течение десятилетий прочно привязало их друг к другу.
Детские годы Хелене были тихими и тяжелыми. Ее художественный талант заметил человек со стороны, учительница Лина Ингман. Свое обучение искусству Хелене начала в художественной школе при Обществе любителей искусства в очень раннем возрасте, осенью 1873 г., и продолжила его после получения аттестата в 1877 г. в частной академии Адольфа фон Беккера. Она очень ценила Беккера и получила от него, по ее мнению, хорошую основу.
Осенью 1880 г. Хелене Шерфбек отправилась в Париж, получив от сената стипендию на поездку. Она обучалась в Академии Трела и Академии Коларосси, среди ее наставников были Леон Бонна и Густав Куртуа, последнего из которых она считала своим настоящим учителем. Она писала картины также в Медоне и Бретани и вернулась на родину лишь летом 1882 г. Во время второй поездки во Францию в 1884–1885 гг. Хелене Шерфбек впервые приняла участие в известном парижском Весеннем салоне (с картиной «Праздник в беседке из зелени», 1883) и снова писала картины в Бретани. Там она познакомилась с английским художником, чья личность до сих пор неизвестна, и обвенчалась с ним. Однако в 1885 г. жених расторгнул помолвку, так как его родственники посчитали, что проблемы с бедром у Хелене – следствие туберкулеза. Хелене Шерфбек осталась незамужней. Эту сторону своей жизни она считала не вполне счастливой; особенно ее огорчало отсутствие детей. Позже она думала усыновить ребенка, но эта мысль натолкнулась на отрицательное отношение ее окружения.
Раннее творчество Хелене Шерфбек имело большое значение для искусства Финляндии. Это десятилетие было для нее периодом поисков, и в ее произведениях заметны многие противоборствующие друг с другом тенденции. Хотя она стремилась проявить себя в области так называемого «высокого искусства», создавая масштабные исторические произведения, иногда она обращалась к темам, воспринимавшимся публикой как тривиальные. Иногда это были даже фрагменты предмета. В этих работах отчетливо заметно влияние французского искусства того времени с его стремлением к свободе художественного выражения.
Картину «Мальчик, кормящий младшую сестру» (1881), написанную в Бретани, можно считать началом финского модернизма. Изображенных на картине детей посчитали «некрасивыми» и «грубыми», публике не была понятна техника широкого свободного мазка, и это произведение наложило на Хелене Шерфбек клеймо представителя крайнего натурализма. Хотя в ее раннем творчестве царило влияние французского пленэрного натурализма, между «Мальчиком, кормящим младшую сестру» и «Выздоравливающим» (1887) можно поместить картины, радикальность которых проявилась и в ином отношении. В «Празднике в беседке из зелени» соединяется блестящая техника живописи и большое пространство, и в кажущейся бессюжетности картины можно найти параллели с работами Эдуарда Мане. Некоторые работы, написанные в Бретани, для европейского искусства того времени являются чрезвычайно минималистскими: «Дверь» (1884) крайне минимизирована, а «Тень на стене» (1883) по синтетичности подхода напоминает искусство Поля Сезанна.
Самые близкие друзья-художники Хелене Шерфбек в 1880-е гг. все еще не понимали ее экспериментов, и она отказалась на какое-то время от этой манеры письма, хотя считала ее своей. Только на рубеже веков она вернулась к ней вновь. В конце 1880-х гг. Шерфбек находилась в Англии в Сент-Иве, и написанные там «Выздоравливающий» и «Пекарня» (1887) стали своего рода подведением итогов в натуралистической световой живописи. В произведениях конца столетия стал заметен переход к новому направлению. Сумеречный свет и сдержанные краски, привнесенные в скандинавское искусство символизмом, подходили манере письма художницы, и в ее работах 1890-х гг. произошел отчетливый поворот: линии стали более тонкими, цвета упрощенными, а темы более интимными. Речь шла о переходе к стилизованному модернизму.
В 1890-е гг. Хелене Шерфбек писала не так много, как раньше. Причиной отчасти было преподавание в художественной школе Общества любителей искусства, а отчасти состояние здоровья. Преподавание было в физическом плане по силам Хелене Шерфбек, но оно требовало также и ее душевных сил, и ей часто приходилось брать отпуск по болезни, пока в феврале 1902 г. она не попросила отставки. По совету врача следующим летом она переехала вместе с матерью в Хювинкяя. Тамошний сухой климат считался полезным.
В 1894 г. Хелене Шерфбек побывала в Вене и во Флоренции с целью написать копии для музея репродукций, создаваемого Обществом любителей искусства. В то время Италия была очень популярна у финских символистов, и искусство раннего ренессанса оказало сильное влияние на Шерфбек, хотя позднее она отошла от этого. В своих работах она все более сознательно стала обращаться к внутреннему миру. Ее понимание цвета изменилось, и она стала все больше внимания уделять линиям и выражению лица. В противовес увеличивающейся интимности, Шерфбек создает свою единственную алтарную картину «Воскресение Иисуса», написанную для церкви в Руотсинпюхтяя в 1898г.
Другим масштабным произведением является картина «Прихожане» (1895–1900), изображающая три разных возраста женщины. Эту работу считают главным произведением Шерфбек 1890- х гг. После этого она больше не возвращалась к большому формату или к «большим» темам, все больше уходя в изображение внутренней жизни. Переехав вместе с матерью в Хювинкяя, Хелене Шерфбек вновь нашла радость в рисовании. Она нуждалась в спокойствии и тишине и в 1902–1917 гг. ни разу не съездила в столицу. Она отдалилась от круга художников Хельсинки, но поддерживала отношения с «сестрами- художницами» со времен учебы, особенно с Хеленой Вестермарк, Марией Вийкки и Адой Тилен. За границу Шерфбек больше не ездила, а за искусством долго следила лишь по газетам и книгам. Она все же принимала участие в выставках, особенно в устраиваемых Обществом любителей искусства Турку. Хотя она много писала, по ее мнению, она не успела сделать сколько хотела. Препятствием была ненавистная работа по дому, которую она время от времени была вынуждена делать, потому что ее мать не выносила прислуги в доме.
Перемены в жизни Хелене Шерфбек произошли осенью 1913 г., когда торговец предметами искусства Ëста Стенман впервые приехал встретиться с ней. Стенман был убежден в ценности искусства Шерфбек, и благодаря нему работы уединившейся художницы можно было все чаще увидеть на выставках. Стенман также организовал ее первую персональную выставку осенью 1917 г., на которой было представлено 159 работ. Весной 1915 г. к Хелене Шерфбек в Хювинкяя приехал почитатель ее искусства, лесничий Эйнар Ройтер (псевдоним Х. Ахтела), ставший ее близким другом и биографом. Они часто переписывались, и Ройтер стал для нее заботливым опекуном. Хелене Шерфбек, в свою очередь, сильно привязалась к нему. Известие о помолвке Ройтера со шведкой Тюрой Арп в 1919 г. стало для нее потрясением, потому что она боялась потерять эту дружбу. Однако Ройтер и Шерфбек сохранили близкие дружеские отношения.
При посредничестве Стенмана Хелене Шерфбек вновь обрела контакт с современным искусством. Посетив после долгого перерыва Хельсинки, в музее Атениум она увидела произведения Сезанна и Поля Гогена и познакомилась с выставкой французского искусства, на которой ее особенно заинтересовали работы Анри Матисса и Отона Фриза. Своим знакомым художникам она писала также о Винсенте Ван Гоге, Оноре Домье, Константине Жюсе и шведском художнике Улофе Сагер-Нельсоне. Хотя часто она вынуждена была удовлетворяться созерцанием репродукций, ее письма содержат глубокие размышления о сути искусства и способах выражения. Сама Шерфбек работала довольно неторопливо. Она писала и переписывала картины по много раз, чтобы добиться желаемого эффекта. Она была очень самокритична и никогда не чувствовала, что достигла того, к чему действительно стремилась. «Нужно рисовать щупальцами, а не кистью и пальцами», – сказала она однажды. Для творчества Хелене Шерфбек первого десятилетия 20 в. характерно последовательное развитие в направлении все более концентрированной экспрессии. В начале столетия она создала серию аскетичных картин, написанных с использованием разных оттенков черного и серого, а также еще нескольких тщательно продуманных тонов. Среди них «Дома» (1903), «Девочка за вышивкой» (1904), «Портниха» (другое название – «Работница», 1905), «Читающие девочки» (1907), «Девочка из народной школы I» и «Девочка из народной школы II» (1908), «Костюм I» (1908–1909) и «Костюм II» (1909). Эти произведения в высшей степени новаторские: прежние фрагментарные вспышки вдохновения кристаллизовались в собственный стиль. Временами проявляется интерес к декоративности, особенно в работах по текстилю, которые Шерфбек в начале столетия выполнила для общества «Друзей финских ремесел». Представляется, что в своих работах она стремится к стилизованному эстетизму, характерному для японского искусства. В более поздних произведениях это стремление иногда выливалось в мощные, экспрессивные цвета и в скрытые
страстные чувства. Это особенно отчетливо заметно в длинной серии автопортретов, позволяющей проследить как развитие стиля, так и перемены в самой художнице. Стилистические изменения, происходившие на протяжении десятилетий, обнаруживаются в новых произведениях, которые Хелене Шерфбек по предложению Стенмана начала писать в 1927 г., опираясь на свои старые картины.
Мать Хелене, Ольга Шерфбек умерла в феврале 1923 г., а летом 1925 г. Хелене Шерфбек поселилась в Таммисаари, считая, что обретет там покой, так необходимый ей для работы. Полного покоя, однако, не было, поскольку начала расти ее известность. В 1934 г. Стенман, переехавший в Стокгольм, организовал в своей галерее выставку финского искусства, на которой была представлена большая коллекция работ Шерфбек. Это было успехом для художницы, так же как и ее сенсационная персональная выставка осенью 1937 г., за которой последовала серия подобных выставок в разных уголках Швеции. Выставка в Америке, запланированная на 1939 г., была, однако, отменена из-за начала Второй мировой войны. Тем не менее, в 1942 г. в галерее Стенмана в Стокгольме была организована большая юбилейная выставка. В годы войны Хелене Шерфбек жила в эвакуации сначала в Тенхола, затем в окрестностях Ловииса, а с начала 1942 г. – в санатории Луонтола в Нуммела.
В феврале 1944 г. Ëста Стенман устроил ее переезд в Швецию, и последние свои годы Шерфбек провела в курортной гостинице в Салтшёбадене, где она умерла в январе 1946 г. Она активно писала до самого конца. В частности, в Салтшёбадене появилась ее последняя серия автопортретов.
Искусство Хелене Шерфбек было принято в Швеции со значительно большим энтузиазмом, чем в Финляндии, где отношение к ее творчеству было противоречивым. Некоторые считали стареющую художницу моложе иных молодых, другие же полагали, что ее переоценивают. Искусствоведы долго считали Шерфбек прежде всего представительницей 19 в. Интерес к ее более поздним произведениям пробуждался медленно. Сегодня ее признают как одну из «великих» представителей искусства Финляндии, а начиная с 1990-х гг. ее картины стали привлекать интерес и за пределами северных стран. Однако наши представления о ней как о художнике по-прежнему не вполне четкие. Во многом эти представления продолжают основываться на ее старых биографиях. На формирование образа Шерфбек сильно повлияла биография, написанная Х. Ахтелой (Эйнар Ройтер), изобразившего художницу как хрупкую и страдающую натуру. Это повлияло на интерпретацию ее картин. Хелене Шерфбек не была такой неземной и бестелесной, как часто думают, и ее искусство не является простой эстетизацией. Оно усиленно исследует глубины бытия, и в этом заключается многообразная связь ее творчества с эпохой и развитием искусства того времени.
Эти глаза, этот взгляд… Выворачивающий, вопрошающий, волнующий.
Неудачное падение в детстве, травма бедра и хромота.
Не состоявшая свадьба из-за матери жениха, посчитавшей хромоту следствием туберкулёза.
Эта нерасплёсканная любовь, вылившаяся в её картины.
Всю свою жизнь она жила ожиданием счастья.
В её мечтах было то, что дано нам многим сполна и безвозмездно. Бесценный дар.
Зачастую, мы не придаём значения, воспринимаем как должное простое человеческое семейное счастье и радость материнства. Но для неё это так и осталось мечтами.
«Нужно рисовать щупальцами, а не кистью и пальцами» — сказала она однажды…
Похожие статьи