Кристин Сан Ким: Волшебная музыка языка жестов

У художницы Кристин Сан Ким врождённая глухота. Ей внушали, что звук не является частью её жизни, а принадлежит лишь слышащим людям. Искусство помогло ей обнаружить сходства между амсленом (американским жестовым языком) и музыкой. Она также осознала, что звук можно воспринимать не только на слух: его можно чувствовать, с его помощью можно выражать свои мысли. В своём трогательном выступлении Кристин Сан Ким призывает нас внимательно смотреть и слушать, а также почувствовать всю красоту языка жестов.

00:14 Сурдопереводчик: P — пиано — мой любимый музыкальный знак. Он означает «тихо». Если в партитуре стоит знак «пиано», значит, нужно играть тише. Пианиссимо — ещё тише. Четыре пиано — едва слышно. Это мой рисунок «Древо тишины». Мне хотелось показать, что независимо от числа знаков «пиано» — а их могут быть сотни и тысячи — вы никогда не сможете играть бесшумно. Отсюда моё определение тишины — едва слышный звук.

00:55 Мне бы хотелось поговорить об истории амслена, американского языка жестов, и рассказать немного о себе. Амслен пришёл из Франции в начале XIX века. Время шло. И не без влияния местных жестов он стал таким, каким мы его видим сегодня. То есть ему примерно 200 лет.

01:22 У меня врождённая глухота, и мне всегда говорили, что в моей жизни нет места звуку. Я верила, что это так. А сейчас я понимаю, что это неправда. Звук — это часть моей жизни, он ежедневно со мной. Не слышать ничего, живя в мире звуков, — это как жить в другой стране, слепо следуя её правилам, обычаям, традициям и нормам, никогда не подвергая их сомнению.

02:12 Что в моём понимании звук? Я наблюдаю, как люди реагируют на звук. Люди — словно динамики, люди усиливают звук. А я отражаю это поведение. Оказалось, что я сама создаю звук, и люди на него реагируют. Так я научилась нескольким правилам: «Не хлопай дверью!» «Не чавкай, когда ешь чипсы!»

02:42 (Смех)

02:43 «Сдерживай отрыжку!» «Во время еды нельзя скрести вилкой по тарелке». Я называю все эти правила «звуковым этикетом». Мне кажется, я думаю о звуковом этикете больше, чем многие слышащие люди. Я сверхчувствительна к звуку. И всегда нервничаю, когда жду реакции на звук, когда жду ответа.

03:12 Вот ещё один рисунок. TBD — уточнение следует. TBC — продолжение следует. TBA — объявление следует. Вам бросается в глаза, что нотный стан пустой. Но ведь в нём уже есть звук. Он отражён в едва заметных помарках.

03:39 В культуре глухих движение приравнивается к звуку. Так на амслене обозначается нотный стан. Как правило, он состоит из пяти линеек. Показывать этот жест всеми пятью пальцами мне кажется неестественным. Поэтому я рисую четыре линии.

04:04 В 2008 году я отправилась в Берлин, в резиденцию художников. До этого я работала художником. Тем летом я посетила музеи и галереи. И каждый раз моё внимание привлекало отсутствие изобразительного искусства. В то время был популярен звук. Это меня поразило: никакого изобразительного искусства, только звук.

04:36 Так звук пришёл на мою территорию искусства. Неужели он отдалит меня от искусства? Я осознала, что это не обязательно произойдёт. Я знаю, что такое звук. Знаю настолько хорошо, что понимаю: его не обязательно слышать. Его можно чувствовать, на него можно смотреть,

04:59 его можно представить как идею.

05:04 Так я решила, что звук принадлежит и мне, и он стал частью моих работ. Я решила забыть всё то, чему меня учили о звуке. Я стала создавать художественные работы нового типа, а потом представила их профессионалам. И получила огромную поддержку и внимание. Я осознала: звук — как деньги. Он означает силу, контроль, это социальная валюта. Я всегда чувствовала, что звук принадлежит вам — слышащим людям. И звук настолько силён, что может лишить силы меня и мои работы. А может, наоборот, наделить силой. Я выбрала второе.

06:07 Существует объёмный слой культуры вокруг устной речи. Но поскольку я не говорю своим собственным голосом, люди считают, что у меня вообще нет голоса. Поэтому мне нужно работать с теми, кто поддержит меня как равную и станет моим голосом. Так я могу оставаться важной частью современного общества.

06:35 На учёбе, работе, в других организациях я работаю со многими переводчиками с амслена. И их голос становится моим голосом, моим «я». Они помогают людям услышать меня. Их голос, словно валюта, имеет ценность. Забавно, что одалживая у них голос, я получаю свою валюту на время. Это как брать кредит под большие проценты. А если я не буду одалживать их голос, мне кажется, я могу кануть в пустоту, и моя общественная ценность исчезнет.

07:28 Так, выбрав звук как новое художественное средство, я погрузилась в музыку. И с удивлением обнаружила, что амслен и музыка чем-то похожи. Например, ноту в музыке нельзя целиком отразить на бумаге. Это справедливо и для концепции амслена. Как и ноты, он неодномерен и непостоянен. Иными словами, небольшие изменения влияют на смысл в целом и жестов, и звука.

08:10 Я приведу сравнение с игрой на фортепиано, чтобы вы лучше понимали, как происходит общение на амслене. Представьте фортепиано. Амслен состоит из большого числа грамматических параметров. Это как аппликатура. Каждый палец означает свой параметр: выражение лица, движения тела, скорость, положение рук и так далее. Всё это включает игра на фортепиано. Но английский язык линеен, это как нажимать на клавиши по одной. А вот язык жестов больше похож на аккорд: все пальцы рук одновременно задействованы в выражении мыслей на амслене. Если в комбинации меняется один элемент, она приобретёт совершенно другой смысл — как если в музыке меняются высота звука, тон и громкость. Говоря на языке жестов, вы можете играть с этими параметрами, и это изменит смысл.

09:16 К примеру, слово «смотреть». Этот жест означает «смотреть». Я смотрю на тебя. Смотрю не отрываясь.

09:28 (Смех)

09:32 (Смех)

09:34 О, нет! Меня заметили!

09:37 (Смех)

09:40 Ой! Чего уставился? Да ладно тебе!

09:49 (Смех)

09:51 А затем я подумала: а если спроецировать музыку на язык жестов? Если бы я создала жест и постоянно повторяла его, он стал бы чем-то вроде визуальной музыки. Например, это знак «день» — траектория движения солнца. А это — «весь день». Если повторять его медленно, он выглядит как музыкальное произведение. Весь… день. Мне кажется, что то же применимо к выражению «всю ночь». «Всю ночь». Этот рисунок называется «всю ночь». И тогда я задумалась о трёх разных типах ночи: «прошлой ночью», «в течение ночи», (Поёт) «всю ночь напролёт».

10:59 (Смех)

11:06 Мне кажется, что последняя ночь — самая мелодичная.

11:10 (Смех)

11:12 На рисунке изображено, как на амслене выразить время действия, как оно выражается расстоянием между руками и телом. Например, 1Н обозначает одну руку, 2Н — две руки. Настоящее время — ближе всего к передней части тела. Будущее — чуть дальше, а прошедшее — позади. Это первый жест — «очень давно», затем «в прошлом», «бывало». И последний, мой любимый жест, очень романтичный и эффектный — «давным-давно».

11:51 (Смех)

11:56 «Четыре четверти» — музыкальный термин, обозначающий четыре доли в такте. Однако фраза «четыре четверти» напоминает мне о слове «одновременно». Смотрите: RH — правая рука, LH — левая. Нотный стан проходит в области головы и груди.

12:19 [Голова: согнутая правая кисть]

12:20 [Четыре четверти]

12:21 [Грудь: согнутая левая кисть]

12:24 Я сейчас покажу согнутую кисть. Пожалуйста, повторяйте за мной. Поднимите руки вверх. А сейчас и на уровне головы и на уровне груди, как «четыре четверти», «одновременно». Да, отлично. На международном языке жестов это значит «влюбляться».

12:51 (Смех)

12:53 Международный язык жестов — это средство общения для слабослышащих людей независимо от их культуры и происхождения.

13:00 А это второй жест на сегодня. Пожалуйста, повторяйте за мной. А сейчас так. Это «колонизация» на амслене.

13:19 (Смех)

13:22 А сейчас третий. Пожалуйста, повторяйте. Ещё раз. Это «просвещение» на амслене. Давайте повторим все три жеста. «Влюбляться», «колонизация» и «просвещение». Вы все молодцы.

13:50 (Смех)

13:52 Вы заметили, что эти три жеста похожи? Для них используются обе руки, но у них совсем разные значения.

13:58 Удивительно, как развивается амслен, точно музыка. Однако сегодня мы живём в очень аудиоцентричном мире. А поскольку в амслене нет звука, для общества он сразу теряет ценность. Мы должны подумать о том, что общество считает ценным и как амслен может стать таковым без звука. Возможно, этот первый шаг сделает общество более открытым. Возможно, тогда люди поймут, что не только слабослышащие могут общаться на языке жестов, а слышащие — заниматься музыкой.

14:47 Амслен — сокровище настолько ценное, что я бы хотела поделиться им с вами. Призываю вас внимательно слушать, внимательно смотреть, быть частью нашей культуры и окунуться в язык жестов. И кто знает, может, вы полюбите нашу культуру?

15:05 (Аплодисменты)

15:07 Спасибо.

15:09 Дениз Калер-Браатен: А это я.

15:11 (Аплодисменты)

http://www.ted.com



There are no comments

Add yours

*