Дэниэл Киш: Как я использую эхолокатор, чтобы ориентироваться в мире

С 13 месяцев Дэниэл Киш был слеп, но научился «видеть», используя форму эхолокации. Он издаёт щелчки языком и отправляет звуковые сигналы, которые отражаются от поверхностей в окружающей среде и возвращаются к нему, помогая выстроить понимание пространства вокруг себя. В воодушевляющем выступлении Киш демонстрирует, как это работает, и просит нас отпустить свой страх перед «тёмной неизвестностью».

0:11 (Щелчки) Я родился с двусторонней ретинобластомой, раком сетчатки. Мне удалили правый глаз, когда мне было 7 месяцев. В 13 месяцев мне удалили левый глаз. Первое, что я сделал, когда очнулся после последней операции, — вылез из своей кроватки и начал бродить по отделению интенсивной терапии, видимо, пытаясь найти того, кто со мной это сделал. (Смех) Очевидно, что прогулки по отделению не были для меня проблемой, хоть я и был без глаз. Проблемой было то, что меня поймают.

1:08 Именно представления о слепоте являются более опасными для слепых людей, нежели сама слепота. Задумайтесь на минуту о ваших собственных представлениях о слепоте. Задумайтесь о своей реакции, когда я только поднялся на сцену, или о перспективе собственной слепоты, или о том, что ваш любимый человек ослепнет. Страх непонятен многим из нас, потому что слепота считается воплощением невежества и незнания, злополучным воздействием тёмной неизвестности. Как поэтично.

2:00 К счастью, мои родители не были поэтичны. Они были прагматичны. Они знали, что невежество и страх были не чем иным, как порождением разума, и что разум может приспосабливаться. Они верили, что я должен вырасти и наслаждаться теми же правами и обязанностями, как и все. По их словам, я должен был съехать, что я и сделал, когда мне стукнуло 18, платить налоги … спасибо. (Смех) Они знали разницу между любовью и страхом. Страх сковывает нас перед лицом трудностей. Они знали, что слепота будет существенной проблемой. Я не рос в страхе. Мою свободу они поставили в приоритет, потому что именно это делает любовь.

2:59 Итак, продолжая, как я справляюсь со всем сегодня? Мир — намного большее отделение. К счастью, у меня есть моя верная длинная трость, длиннее, чем трости большинства слепых людей. Я называю её посохом свободы. Она убережёт меня, например, от недостойного ухода со сцены. (Смех) Я вижу этот край сцены. Нас предупредили ранее, что все вообразимые несчастья происходили с докладчиками здесь на сцене. Я бы не хотел стать очередным случаем.

3:39 Но, помимо этого, многие из вас слышали, как, поднимаясь на сцену, я издавал щелчки (Щелчки) языком. Это звуковые сигналы, которые выходят и отражаются от поверхностей вокруг меня, как эхолокатор летучей мыши, и возвращаются ко мне с образами, с кусочками информации, примерно так же, как и свет для вас. Мой мозг, спасибо родителям, развил способность формировать картинки в зрительной коре, которую мы сейчас называем системой формирования изображений, из этих кусочков информации, так же как это делает и ваш мозг. Я называю это процесс звуковыми сигналами эхолокатора. Это то, как я научился видеть сквозь свою слепоту, управлять своим путешествием в тёмной неизвестности своих трудностей, благодаря чему я получил прозвище «выдающийся Бэтмэн».

4:46 Я принимаю прозвище «Бэтмэн». Летучие мыши классные. Бэтмэн классный. Но меня не воспитывали так, чтобы я считал себя выдающимся в каком-либо смысле. Я всегда считал себя таким же, как и все остальные, кто ориентируется в тёмной неизвестности своих трудностей. Это считается чем-то выдающимся? Я не использую глаза, я использую мозг.

5:15 Сейчас кто-то где-то, должно быть, думает, что это впечатляюще, иначе я бы здесь не стоял, но давайте на миг задумаемся об этом. Все присутствующие, у кого сейчас трудности или кто хоть раз сталкивался с ними, поднимите руки. Уууух. Понятно. Поднялось много рук, минутку, позвольте сосчитать количество. (Щелчки) Это займёт какое-то время. (Щелчки) (Смех) Хорошо, много поднятых рук. Держите их. У меня идея. Те из вас, кто использует мозг, чтобы справляться с трудностями, опустите руки.

6:01 Хорошо, те, кто всё ещё с поднятыми руками, у вас проблемы. (Смех)

6:09 Мы все сталкиваемся с трудностями, и мы все сталкиваемся с тёмной неизвестностью, которая свойственна большинству трудностей и которую боятся многие, ясно? У нас у всех есть мозг, который позволяет нам, который активируется, чтобы позволять нам прокладывать свой путь, невзирая на трудности. Понятно?

6:35 Наглядный пример: я пришёл сюда и … (щелчки)… мне не сказали, где находится кафедра для выступающих. Так что не доверяйте этим людям из TED. Они сказали: «Найди сам». (Смех) И система громкоговорящей связи совсем не поможет.

7:03 Сейчас я представлю вам испытание. Закройте все ненадолго глаза, ладно? Вы узнаете немного о звуковых сигналах эхолокатора. Я издам звук. Я буду держать эту панель перед собой, но я не буду ей двигать. Просто послушайте звук. Шшшшшшш. Ладно, ничего интересного. Теперь послушайте, что будет с этим же звуком, когда я двигаю панелью. Шшшшшшшшшш. (Тон становится выше и ниже) Ты не знаешь всю мощь тёмной стороны. (Смех) Я не смог устоять.

7:58 Не открывайте глаза, вы слышали разницу? Теперь давайте убедимся. Ваше задание — сказать «сейчас», когда услышите, что панель начинает двигаться. Давайте расслабимся.

8:19 Шшшшшшшш.

8:22 Публика: Сейчас. Дэниэл Киш: Хорошо. Превосходно. Откройте глаза. Всего несколько сантиметров, и вы заметите разницу. Вы испытали эхолокатор. Из вас бы вышли потрясающие слепые. (Смех) Давайте посмотрим, что может произойти, когда этому процессу активации уделяют некоторое время и внимание.

8:49 (Видео) Хуан Руиз: Вы можете видеть глазами, а мы видим с помощью ушей.

8:56 Брайан Бушвей: Суть не в том, наслаждаетесь вы этим меньше или больше, суть в том, чтобы наслаждаться этим по-другому.

9:01 Шон Марсолес: Идёт ровно. ДК: Да.

9:05 ШМ: А потом постепенно снижается.

9:09 ДК: Да! ШМ: Это потрясающе. Я словно вижу машину. О боже!

9:20 Дж. Лушар: Мне нравится быть слепым. Честно, если бы у меня была возможность, я бы не захотел стать зрячим снова.

9:26 ДЛ: Чем больше цель, тем с бо́льшим числом препятствий вы столкнётесь, но на другой стороне этой цели — победа. [По-итальянски] (Аплодисменты)

9:49 ДК: Эти люди выглядят напуганными? Я бы так не сказал. Мы провели тренинг по процессу активации для десятков тысяч слепых и зрячих людей изо всех слоёв общества примерно в сорока странах. В то время как слепые учатся видеть, зрячие вдохновляются и хотят научиться видеть свой путь лучше, яснее, с меньшим страхом, потому что это является примером огромного потенциала в каждом из нас справляться с любыми трудностями сквозь различные формы тьмы к невообразимым открытиям, когда мы активированы.

10:38 Я желаю вам самого активирующего путешествия.

10:44 Спасибо большое.

10:46 (Аплодисменты)

10:54 Крис Андерсон: Дэниэл, друг мой. Как я знаю, ты видишь все эти впечатляющие овации на TED. Спасибо за это замечательное выступление. Один вопрос касаемо твоего мира, твоего внутреннего мира, который ты создал. Мы считаем, что в мире есть вещи, которых у тебя, как у слепого человека, нет, так как выглядит твой мир? Что есть у тебя, чего нет у нас?

11:20 ДК: Обзор в 360 градусов — мой эхолокатор работает так же хорошо позади меня, как и передо мной. Работает вокруг углов. Работает сквозь поверхности. В целом это нечёткая трёхмерная геометрия. Один из моих студентов, ставший инструктором, через несколько месяцев после потери зрения сидел в своём трёхэтажном доме и понял, что он может слышать всё происходящее по всему дому: разговоры, людей на кухне, людей в ванной через несколько этажей, через несколько стен. Он сказал, что это что-то наподобие рентгеновского зрения.

12:01 КА: Какая картинка перед тобой сейчас? Как ты представляешь себе этот зал?

12:08 ДК: Честно, довольно много громкоговорителей. Любопытно. Когда люди издают звук, когда они смеются, ёрзают, пьют или сморкаются, что угодно, я слышу всё. Я слышу каждое малейшее движение, которое делает каждый человек. Ничто не ускользает от моего внимания. С точки зрения эхолокатора размер комнаты, изгибы расположения зрителей вокруг сцены высота комнаты, как я уже сказал, — это всё геометрия трёхмерной поверхности вокруг меня.

12:49 КА: Дэниэл, ты проделал превосходную работу, помогая нам увидеть этот мир по-другому. Правда, спасибо тебе большое за это. ДК: Спасибо.

12:56 (Аплодисменты)

Источник http://www.ted.com



There are no comments

Add yours

*