Принято ругать российское общество за дурное отношение к инвалидам и их ближним. Но не надо демонизировать обывателей – очень многие из них сочувствуют людям с различными ментальными или физическими нарушениями, просто не всегда понимают, как это сочувствие выразить. Наше постсоветское общество пусть медленно, но всё-таки меняется – и в том, что касается инвалидов, мне кажется, оно меняется в лучшую сторону. На фоне всех этих позитивных изменений высвечиваются проблемы, ранее не столь заметные. Одна из них – добровольная самоизоляция некоторых инвалидов и их ближних. Что не надо делать, если вы не хотите загнать себя в «гетто»?
- Не стройте «стену»
Добровольная самоизоляция вовсе не означает, что людей их положение устраивает. При случае они могут высказываться в духе: «Нас не любят, не понимают, обижают, нас не замечают». Только когда кто-то своё внимание на них обращает, запросто может встретить «стену» — стойкое нежелание идти на контакт, систематические отказы даже от необходимой помощи, либо реакцию, которая отпугнет даже самого решительного доброхота.
Причина, как правило, проста: либо сам инвалид, либо опекающие его люди хоть и отчаянно нуждаются в помощи в быту, моральной поддержке и нормальном человеческом общении, не готовы впускать кого-то в в свою «нору». Там, в этом мирке у них налажен определённый распорядок, в рамках которого они могут даже выбирать не самые рациональные способы решения каких-то задач, а самые привычные. Однако иногда без помощи извне им не справиться, но эта помощь предполагает вхождение в их мир того, кто привычный распорядок вольно или невольно нарушит. Знаю случай, когда по этой причине семья, в которой жена – инвалид, отказывалась от систематической помощи со стороны благотворительных организаций, практически обнуляя таким образом результаты помощи ситуативной. Этой семье проще жить, считая каждую копейку, и боясь, что их детьми в очередной раз заинтересуются органы опеки и попечительства, но не входить в тесный контакт с сотрудниками и волонтёрами организаций — ведь это предполагает определённую ответственность.
Не раз я видел, как опекающие тяжёлых инвалидов родственники отказывались от услуг сопровождающего персонала (даже когда им предлагали эти услуги оплатить), просто потому, что надо было регулярно терпеть присутствие чужого человека на своей территории. Говорю о ситуациях, когда речь о сиделках заходила потому, что сами опекуны уже ни физически ни психологически не справлялись. Вообще излишняя жертвенность родственников инвалидов (когда забота превращается в маниакальную идею и оказывается даже тогда, когда самому инвалиду она не нужна) – тема для отдельного разговора.
- Не усложняйте правила общения
В интернете можно прочитать немало жалоб инвалидов и их родственников о том, что к ним не так обратились, не теми словами выразили сочувствие, употребили не те термины… В общем, оскорбили «немощных» и их ближних.
Высказывающимся в подобном тоне, вероятно, не приходит в голову, что если человек устанавливает для окружающих слишком сложные правила общения с собой, он рискует остаться один. И не потому, что все кругом такие плохие, а потому, что люди просто боятся наступать на «мины». Непредсказуемость в общении – тоже своего рода безответственность. А после прочтения на специализированных сайтах пособий на тему «как общаться с инвалидом и его родителями», остаётся ощущение, что даже если выучишь назубок и будешь соблюдать все изложенные в этих текстах правила, доброжелательное отношение со стороны тех, кому посочувствовал, тебе всё равно не гарантировано.
- Не делайте для себя исключений
Помимо чрезмерного усложнения правил общения с собой встречается ещё и разрешение себе послаблений в вопросах этики и морали: «У меня такая сложная жизнь, поэтому мне можно то, чего другим нельзя, я на особом положении». Надо сказать, что оба этих маркера характерны для всех людей, переживших серьёзные психологические травмы. Однако попытки объяснить травматикам, что в серьёзности их травм никто не сомневается, но нормы взаимодействия между людьми одни на всех, и потому хамство в ответ сочувствие неприемлемо, встречают порой всё те же упрёки в душевной чёрствости. Часто это заканчивается тем, что в следующий раз сочувствующий не рискует приближаться к недружелюбному и раздражённому «страждущему».
Как и среди обычных людей, среди инвалидов и их ближних встречаются индивидуумы с психологией жертвы. И любой подобный индивидуум едва ли вправе жаловаться на то, что окружающие избегают близкого с ним общения.
- Не превращайте окружающих в «жилетку»
Многие требуют не нормального общения, а общения по типу разговоров психолога и клиента. Но сострадательный и готовый общаться человек – не обязательно психолог! Когда он понимает, что от него ждут услуг специалиста, причём бесплатных, он может и отстраниться – просто от растерянности. Не чувствует он в себе на это сил, знает, что не обладает соответствующей квалификацией. А от него требуют не разговора на равных, а реабилитационных усилий.
Сейчас мне на память приходит растерянность одной моей знакомой девушки, которая решила помогать в быту женщине с последствиями ДЦП, и попросту не знала, как себя вести, когда её подопечная по поводу и без повода начинала рассказывать ей всю свою жизнь чуть ли не с младенчества. Подчеркну, что интеллект у этой женщины-инвалида сохранный. То есть ей вполне доступна простая мысль, что вниманием неплохо бы дорожить и потому надо бережно относиться к психике собеседника, тем более того, кто оказывает помощь.
***
Почему во всех этих случаях я говорю о добровольной самоизоляции? Потому, что это те случаи, когда не равнодушное и злое общество отворачивается от своих немощных членов, а сами страждущие загоняют себя в маленькие гетто, не желая признать: любое человеческое общение предполагает взаимную ответственность. И надо не только просить о помощи, но и ответственно эту помощь принимать – хотя бы благодарить, даже если эта помощь приходит не в той форме, как мечталось страждущему.
Похожие статьи