Герои тенниса. Люди дождя

Развитие современных технологий позволяет следовать своим желаниям большинству людей. Сегодня принять участие в теннисных соревнованиях могут люди с ограниченными возможностями или даже люди с серьёзными нарушениями зрения. Однако, существуют дети, которым не способны помочь плоды прогресса, и которые, как и десятки лет назад, могут пытаться стать частью общества лишь благодаря деятельности волонтёров. Американская журналистка Линдси Гиббс рассказывает о деятельности организации ACEing Autism, помогающей детям с аутизмом.

«Как детский невролог, специализирующийся на аутическом спектре отклонений в развитии личности и пороках развития нервной системы, доктор Шафали Спурлинг знала, что количество программ поддержки для детей, страдающих аутизмом, достаточно ограничено. И зачастую, они касаются только людей с высокофункциональным  аутизмом, оставляя детей, едва способных говорить и обладающих поведенческими проблемами, в стороне.

В 2008 году, когда муж Шафали Ричард, бывший некогда профессиональным теннисистом, получал в колледже Бабсона степень магистра делового администрирования, она задала ему простой вопрос: «Существуют ли какие-то программы для детей-аутистов, позволяющие им полноценно тренироваться? В этот момент и была рождена ACEing Autism.

«По сути, теннис — это не столько соревнование, сколько социальное взаимодействие; сам принцип игры служит замечательным тому символом — игрок должен принять и вернуть мяч, подобно тому, как собеседники выслушивают чужое мнение и высказывают своё», — поделилась мнением Спурлинг, объясняя выбор данного спорта в качестве механизма помощи больным детям. «По сути, для того, чтобы победить своего оппонента, ты должен понять то, как он мыслит, и выстроить своё поведение соответственно. Это бесценный опыт, например, для савантов».

На стартовом этапе программы в ней принимали участие всего три ребёнка. Ричард, никогда ранее не работавший среди детей с отклонениями в развитии, быстро понял, какой объём работы ему предстоит провести. В том числе и над собой. «Первый день стал дня него откровением», — рассказывает Шафали. «Каждый из этих троих имел особенные и серьёзные аутические проблемы. Они вышли на грунтовый корт и уже через десять минут первый ребёнок начал копать ракеткой ямку в покрытии, второй стал грызть пенистый мячик, а третий просто бегал вокруг корта, выглядя счастливым».

Поначалу ошеломлённый, Спурлинг понял, что потрудиться предстоит немало. К счастью, процесс адаптации прошёл достаточно быстро. Уже на следующей неделе класс сменил место занятий на более уединённую асфальтную площадку возле основных кортов, а пенистые мячи были заменены на менее яркие. «Ричард пытался всячески угодить своим подопечным, стараясь, однако оградить их от лишних опасностей», — отмечает Шафали.

За прошедшие годы программа стала гораздо обширнее. Сегодня более пяти сотен детей каждую неделю тренируются на тридцати пяти специально оборудованных кортах по всей территории США. Официальная страница в социальной сети Facebook имеет более  пятидесяти тысяч подписчиков со всего мира, которые являются спонсорами развития ACEing Autism. В августе 2014 года программа получала награду от Ассоциации тенниса Соединённых Штатов в номинации «Лучшая организация, осуществляющая социальную работу».

«Для меня самым важным является то, что наша деятельность помогает детям создать особое общество, в котором они могут привыкать и готовиться к вступлению в общество настоящее», — рассказывает Женева ДеГрегорио, являющаяся директором ACEing Autism и начинавшая свою деятельность в качестве волонтёра. «Главная наша заслуга далеко не в прогрессе участников  на самих кортах. И сами дети приходят не для того, чтобы улучшить свой навык подачи. Мы создаём крепкие связи между семьями, объединёнными общей проблемой, мы помогаем развитию полноценного гражданского общества в нашей стране».

Мира Шпигель, мать одного из трёх детей, которые стали первыми участниками программы, является давней фанаткой тенниса, поэтому перед ней не стояло вопроса, как помочь своей дочери справиться с недугом. «В первом классе Зоуи, которой тогда было четыре, не понимала, что нельзя есть землю. Шесть лет спустя, если вы посетите тренировочный зал, в котором она занимается, вы не сможете отличить его от обычного класса. Дети работают над кручёными ударами, улучшать игру с форхенда или бэкхенда и даже работают с наставником над тактической моделью игры. Не стоит даже пытаться оценить прогресс, которого они достигли».

Спустя шесть лет после своего основания, ACEing Autism уже имеет чёткие планы по обучению детей-участников и общие указания педагогам. Однако гибкость их подхода поражает. «Кто-то сказал, что если ты понял одного ребёнка, ты понял их всех. Наша ситуация совсем другая. Если ты видел одного человека, страдающего аутизмом, ты всего лишь видел одного человека, страдающего аутизмом», — рассказывает ДеГрегорио. «Мы подстраиваемся под каждого юного члена нашей команды. Разрабатываем новую программу — от способа держать ракетку до длительности занятия».

«Мне кажется, что изменения, которых дети достигают в своём поведении — в том, как они справляются с давлением общества, в общении с другими, в регулировании своих действий — просто поразительны. Главной задачей для нас является попытка не слишком волновать участников программы, чтобы не сделать их гиперактивными. Тогда все труды пойдут насмарку», — рассказывает Шафали. «Когда я вижу, как дети искренне веселятся у нас на кортах, заводят друзей и радуются жизни, у меня  проступают слёзы. Каждый раз, даже спустя шесть лет».

Мира Шпигель отмечает, что ACEing Autism принесла покой в их семью, помогла её восьмилетнему сыну, не страдающему аутическими расстройствами, найти общий язык с сестрой. «Теперь по выходным мы все вместе можем отправиться за город, чтобы поиграть в теннис как семья», — рассказывает Мира. «Участие в данной программе помогло нам найти вид деятельность, который объединил всех нас и сделал равными. Это очень важно».

Источник : http://www.gotennis.ru



There are no comments

Add yours

*