Школьников научат понимать людей с ограниченными возможностями

Первые уроки понимания провели для учеников минской гимназии. Проект по поддержке детей с инвалидностью на этой неделе затронет не только школьников, но и студентов. Специальные занятия призваны помочь детям с инвалидностью включиться в общество. С какими проблемами обычно сталкиваются не такие, как все?

Маргарита Шнип, тренер Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам: «Я как-то была на пленэре и рисовала на улице. Люди думали, что я рисую за деньги, и один дедушка мне чуть деньги в чай не бросил. Люди не подумали, что я просто рисую, они подумали: бедняжка, надо ей помочь».

Ей кажется, что именно такие истории из жизни способны изменить привычный образ мыслей. Маргарите сейчас 20 лет, и сколько себя помнит, пытается доказать окружающим, что она не настолько ограничена в возможностях, как многим кажется. На этом уроке она учит понимать таких же, как сама, чтобы дать им возможность, которой у неё не было – ходить в школу и заводить друзей.

Маргарита Шнип, тренер Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам: «Постоянное взаимодействие с детьми, с одноклассниками очень много значит. Когда ты сидишь один постоянно дома и твоё общение состоит только из твоих родственников и учителей, это, конечно, тяжеловато. Потому что это своеобразная изоляция. И потом, когда тебе приходится выходить куда-то в общество, это всё намного тяжелее, потому что опыта почти нет».

Школа, которую Маргарита окончила с золотой медалью, находилась буквально в двух шагах от дома. Но это расстояние оказалось непреодолимым для человека в инвалидном кресле. Куда проще оказалось прорубить окно в Европу – сейчас она учится на третьем курсе университета в Вильнюсе.

Сегодня в Беларуси живут около полумиллиона людей с инвалидностью, из них 27 тысяч детей. Но лишь малая часть этих детей имеют возможность получать образование в обычных школах и гимназиях. Конечно, основная причина в том, что большинство учебных заведений попросту не адаптированы, к примеру, к инвалидным коляскам. Но гораздо хуже для ребёнка с инвалидностью столкнуться с неприятием со стороны сверстников.

Как показывает практика, происходит это нередко, и не из-за агрессии детей или подростков – они просто не знают, как контактировать с такими людьми, поэтому чаще их избегают. А на таких уроках учат самому главному – за медицинским диагнозом рассмотреть человека.

Ирина Логвин, координатор проекта «Искусство за инклюзию людей с инвалидностью»: «Человек с инвалидностью, а не инвалид, человек на коляске, человек, передвигающийся с помощью инвалидной коляски, человек с синдромом Дауна, человек с аутизмом. То есть мы уходим от медицинской модели понимания инвалидности к социальной и отделяем человека от диагноза».

Один из самых популярных стереотипов о людях с инвалидностью – им постоянно нужна чья-то помощь. В то время как в действительности они хотят обратного.

Константин Зборовский, заведующий кафедрой реабилитологии Государственного института управления и социальных технологий БГУ: «Чувство жалости, как говорят, эмпатии, то есть сопереживания этим людям, какой-то гиперопеки над ними. Эта позиция не совсем верна. Чтобы человеку помогать, нужно спросить или чтобы он попросил этой помощи. А насильственно предлагать помощь, даже акцентировать на нём внимание – это ущемлять его права».

Мало кто задумывается об этом этикете, пока не столкнётся с бедой. А тем временем общение на равных для людей с инвалидностью так же важно, как и среда без барьеров. Это как раз тот случай, когда чрезмерная опека губительна, а заботиться стоит не об ограниченных возможностях, а о повышенных потребностях таких людей.

ОНТ



There are no comments

Add yours

*