Социализация детей с инвалидностью требует профессионального сопровождения

В Москве про­шел Всероссийский форум регио­наль­ных моде­лей и про­грамм соци­а­ли­за­ции детей, в рам­ках кото­рого пред­ста­ви­тели экс­перт­ного сооб­ще­ства обсуж­дали про­блем­ные вопросы соци­а­ли­за­ции детей с огра­ни­чен­ными воз­мож­но­стями здо­ро­вья и пути их решения.

На форуме пред­ста­вили луч­шие прак­тики, кото­рые демон­стри­руют, как госу­дар­ство решает вопросы соци­а­ли­за­ции детей с раз­ными видами инва­лидности.

По сло­вам заме­сти­теля началь­ника Управления ком­мер­че­ских про­ек­тов в обра­зо­ва­нии и соци­аль­ной сфере, руко­во­ди­теля про­екта «Социальный нави­га­тор» Натальи Тюриной, сего­дня рас­про­стра­нено пред­став­ле­ние о том, что госу­дар­ство недо­ста­точно эффек­тивно решает задачи соци­а­ли­за­ции детей и вкла­ды­вает в это недо­ста­точно много ресур­сов. Она под­черк­нула, что, напротив, на эти цели выделяется много ресур­сов и фор­ми­руются серьез­ные меха­низмы по под­держке детей с огра­ни­чен­ными воз­мож­но­стями здо­ро­вья. Например, с 2011 по 2013 год для рас­про­стра­не­ния успеш­ных моде­лей по соци­а­ли­за­ции детей с огра­ни­чен­ными воз­мож­но­стями здо­ро­вья в России создана 81 пло­щадка для стажировок, в рам­ках работы кото­рых про­филь­ные спе­ци­а­ли­сты могут повы­шать свою ква­ли­фи­ка­цию для работы с детьми-инва­ли­дами. Работа этих пло­ща­док суб­си­ди­ру­ется госу­дар­ством, в этом году суб­си­дию раз­ме­ром 34 млн руб­лей полу­чат 34 субъекта РФ.

«Вы зна­ете, что сего­дня реа­ли­зу­ются раз­ные направ­ле­ния в обла­сти соци­а­ли­за­ции детей под эги­дой Министерства обра­зо­ва­ния. Рассказать об этом людям — и есть цель нашего меро­при­я­тия», — говорит Н. Тюрина. Одним из глав­ных про­ек­тов по улуч­ше­нию жизни детей с инвалидностью стало созда­ние на пло­щадке МИА «Россия Сегодня» спец­про­екта «Дети в обще­стве», кото­рый запу­стился 21 июля 2014 года. Это информационная площадка, где представлены актуальные материалы по вопросам организации жизни и образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Также создан нави­га­тор цен­тров пси­хо­ло­ги­че­ской помощи РФ, он вышел в сен­тябре 2014 года.

Директор Института пси­хо­лого-педа­го­ги­че­ских про­блем дет­ства Российской ака­де­мии обра­зо­ва­ния Татьяна Волосовец счи­тает одной из глав­ных задач постро­е­ние меж­ве­дом­ствен­ного вза­и­мо­дей­ствия медико-соци­аль­ных и обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, зако­но­да­тель­ной вла­сти. Эта тема, по ее мне­нию, также и одна из самых острых сегодня: «Это серьез­ная про­блема, над кото­рой рабо­тают уже очень давно, но до ее пол­ного реше­ния еще далеко», — счи­тает Т. Волосовец. Эксперт рас­ска­зала о том, что дея­тель­ность регио­наль­ных обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций не кон­со­ли­ди­ро­вана, каж­дая зани­ма­ется своим делом и ста­ра­ется сде­лать его как можно лучше, но из-за отсут­ствия меж­ве­дом­ствен­ной связи общего резуль­тата не полу­ча­ется. Это отсут­ствие коор­ди­на­ции отра­жа­ется, в том числе, и на бюд­жете, что также не спо­соб­ствует дости­же­нию общего резуль­тата: «Бюджетные деньги идут раз­ными путями на раз­ные цели и задачи. Каждая из целей выпол­ня­ется, но они не вза­и­мо­свя­заны друг с другом».

Дея­тель­ность регио­наль­ных обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций не кон­со­ли­ди­ро­вана, каж­дая зани­ма­ется своим делом

Однако все же суще­ствуют при­меры реги­о­нов, где прак­тики осу­ществ­ля­ются хорошо, правда, они в мень­шинстве.

Один из таких при­ме­ров — Северная Осетия. Руководитель рес­пуб­ли­кан­ского ресурс­ного цен­тра по раз­ви­тию инклю­зив­ного обра­зо­ва­ния г. Владикавказа Алена Рамонова рас­ска­зала о том, как в этом реги­оне ока­зы­ва­ется помощь детям-инвалидам.

В регионе был создан рес­пуб­ли­кан­ский ресурс­ный центр по раз­ви­тию инклю­зив­ного обра­зо­ва­ния. «Основная задача цен­тра — повы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции работ­ни­ков обра­зо­ва­ния, в том числе и спе­ци­а­ли­стов сопро­вож­де­ния детей с осо­бен­но­стями здо­ро­вья», — рас­ска­зы­вает А. Рамонова. По ее сло­вам, на опре­де­лен­ном этапе работы орга­ни­за­торы столк­ну­лись с недо­стат­ком ква­ли­фи­ци­ро­ван­ной спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной помощи детям с огра­ни­чен­ными воз­мож­но­стями здоровья: «Процесс раз­ви­тия инклю­зив­ного обра­зо­ва­ния в рес­пуб­лике носил хао­тич­ный харак­тер, не было cтрук­туры, под­за­кон­ных, локаль­ных актов, кото­рые регла­мен­ти­ро­вали бы работу обра­зо­ва­тель­ного учре­жде­ния. Теперь мы можем ока­зы­вать именно прак­ти­че­ское и пси­хо­лого-педа­го­ги­че­ское сопро­вож­де­ние детям с огра­ни­чен­ными воз­мож­но­стями здоровья».

Каж­дый ребе­нок с огра­ни­чен­ными воз­мож­но­стями здо­ро­вья может реа­ли­зо­ваться в карьере и личной жизни, жить счаст­ливо и пол­но­ценно

Сейчас в штате ресурс­ного цен­тра 12 чело­век, среди них — спе­ци­а­ли­сты-пси­хо­логи, дефек­то­логи, дви­га­тель­ный тера­певт, АВА-тера­певт, лого­педы и соци­аль­ные работ­ники. «Основной своей целью мы ста­вим повы­ше­ние каче­ства жизни ребенка с про­бле­мами в адап­та­ции и соци­а­ли­за­ции. Для дости­же­ния этой цели мы выби­раем несколько марш­ру­тов и рабо­таем в несколь­ких направ­ле­ниях», — гово­рит А. Рамонова. Первое направ­ле­ние — это повы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции работ­ни­ков обра­зо­ва­ния, вто­рое — созда­ние банка дан­ных детей с огра­ни­чен­ными воз­мож­но­стями здо­ро­вья, тре­тье — при­вле­че­ние соци­аль­ных парт­не­ров для повы­ше­ния эффек­тив­но­сти про­дви­же­ния инклю­зив­ного обра­зо­ва­ния, чет­вер­тое — ком­плекс­ное сопро­вож­де­ние детей, кото­рые нуж­да­ются в пси­хо­лого-педа­го­ги­че­ской и медико-соци­аль­ной помощи.

Команда ресурс­ного цен­тра может выез­жать непо­сред­ственно в обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние, на базе кото­рого про­во­дится кон­суль­та­ция, и рабо­тает с ребен­ком на месте. Также ведутся занятия с вос­пи­та­те­лями и педа­го­гами, кото­рые рабо­тают с ребен­ком, нуж­да­ю­щимся в помощи.

В рам­ках форума про­шел мастер-класс руко­во­ди­теля Центра реа­би­ли­та­ции инва­ли­дов дет­ства «Наш сол­неч­ный мир», члена прав­ле­ния Международ­ной Ассоциации Autism Europe, пред­став­ля­ю­щей аути­сти­че­ское сооб­ще­ство Европы в Европарламенте, Игоря Шпицберга. В своем выступ­ле­нии он уде­лил осо­бое вни­ма­ние важ­но­сти пол­но­цен­ной инклю­зии детей с РАС и с дру­гими видами инва­лид­но­сти. По его мне­нию, каж­дый ребе­нок с огра­ни­чен­ными воз­мож­но­стями здо­ро­вья может реа­ли­зо­ваться в карьере и личной жизни, жить счаст­ливо и пол­но­ценно, но ему нужно помо­гать в этом. Что, соб­ственно, и явля­ется зада­чей госу­дар­ства, роди­тель­ского и про­фес­сио­наль­ного сооб­щества.

Главная фотография и фотография А. Рамоновой: Анна Сизова/МЕД-инфо
Фотография Н. Тюриной, Т. Волосовец: из открытых источников
Фотография И. Шпицберга: из личного архива

Автор: Анна Сизова

Источник http://med-info.ru/



There are no comments

Add yours

*