Бабушкина улыбка, или О самом бесперспективном деле

Отвечая на провокационный вопрос, имеет ли смысл заниматься бабушками, совершенно «бесперспективными» в свете современной погони за выгодой и рациональностью, директор фонда помощи пожилым «Старость в радость» Елизавета Олескина смеется:

Елизавета Олескина дает «концерт» в доме престарелых

– Ну, жить тоже не перспективно: почти все случаи жизни заканчивались довольно традиционно. Нельзя сказать, что более перспективно, что менее перспективно. Есть проблемы, которые надо как-то решать. Мы увидели проблему, которой заболели, которой загорелись, – проблема одиночества, заброшенности наших бабушек и дедушек. Про них редко вспоминают, они чувствуют себя ненужными — и себе и другим. Им часто грустно, плохо, одиноко, даже не потому, что у них какое-то ужасное материальное положение, а просто потому, что им некому руку подать, некому на улицу вывести, обнять лишний раз. Мы поняли, что эта проблема есть, что ее возможно решать, что эту ситуацию можно менять, и пытаемся этим заниматься, потому что получаем от этого огромную внутреннюю радость. Потому что бабушка была грустная, а ты приехал, ну, допустим, привез памперсов, поменял кровать, поменял матрас, сделал ремонт, разрисовал стены, нанял еще пять санитарок, нанял баяниста и культорга и вот – бабушка расцвела! Это некая программа-максимум фонда «Старость в радость», но даже с меньшими затратами, все равно результат виден моментально. Ты входишь — и бабушка расцветает, радуется, даже лежачие начинают привставать в постели при звуках песни. Бабушки, которые давно ушли в себя, начинают (к удивлению медсестер) подпевать. Какая-нибудь совсем слабенькая бабушка на частушках расходится, начинает притопывать, прихлопывать, пританцовывать и руки целует. Их радость настолько явная и настолько большая, а от тебя требуется так мало, что глупо этого не делать.

Живая история

– Нам очень хочется, чтобы память не уходила, потому что очень многие бабушки и дедушки прожили огромную яркую жизнь, которая нам даже и не снилась. Нам кажется, что это мы — самые крутые, самые занятые, а при этом мы даже не знаем, что такое работать, как работали наши бабушки и дедушки. Что такое делать такое дело, в которое они верили. Поэтому нам очень интересно собрать эту память, передать ее друг другу, чтобы мы немножко больше о них знали, знали о нашей стране, о нашем времени, о том, кто, действительно, жил, как жили эти люди. Знать, как постепенно меняется мир, как меняется наша жизнь. Если, например, спросить у кого-нибудь сейчас, у женщин, скажем, тридцатилетних:

– Кем вы работаете?

И в ответ услышать:

– Я на каменоломне камни ношу.

– А какой график-то?

– Да, собственно, 7 дней в неделю, иногда, правда, воскресенье дают.

– А со скольки?

– Ну, с пяти и до вечера.

– А за что работаешь?

– За трудодни или за карточки.

Если сейчас представить такой диалог, это вызовет удивление. А в то время это было нормой. То, что женщины сплавляли лес, бревна, что они грузили тележки, вагонетки, много лет разгружали баржи. Это было нормой вещей и ни у кого не вызывало ни умиления, ни сожаления.

Именно поэтому фонд собирает истории бабушек и дедушек в домах престарелых, которые регулярно навещают волонтеры. Эти истории можно прочитать на сайте фонда: (http://www.starikam.org/history/full)

Но помимо этого, для сбора воспоминаний был создан еще один проект совместно с фондом «Адреса милосердия» – «Наша летопись» (http://nashaletopis.ru/). Здесь собраны воспоминания пожилых людей не из домов престарелых, а просто всех тех, кто хочет поделиться своим опытом с молодым поколением. Московских бабушек и дедушек записывают для программ на радио, а из далеких областей приходят письма и фотографии.

Кстати, именно память поколений взяли за основу ребята из креативного агентства AnybodyHome, создавшие при поддержке фонда CAF социальную рекламу для фонда «Старость в радость». Воспоминания бабушек и дедушек должны привлечь внимание общества к проблемам пожилых.

Надеемся, в скором времени такие билборды появятся в городе, а ролики с прекрасными молодыми актрисами пройдут по телевидению (подробнее про историю создания необычной социальной рекламы можно прочитать здесь

Социальный ролик:

 

«Они такие же, как ваши»

 

– Сейчас, специально к «Международному дню пожилых людей» мы собираем памперсы, чтобы пережить «памперсный кризиз»: 1 октября, с 18:00 до 22:00, в антикафе «Циферблат» можно и нужно всем приносить памперсы и оставаться там пить чай, – призывает всех директор фонда.

– Но надо, конечно, помнить о бабушках не только в «День пожилого человека». Если есть свои пожилые близкие, побольше им звонить и навещать. Родственников своих не забывать и всегда помнить, что они, к сожалению, не навсегда и что они уйдут. И лучше вспомнить об этом сейчас, чтобы потом «не было мучительно больно».

Если вы не знаете, что можете сделать для чужих бабушек и дедушек, мне кажется, самое главное, представлять, что они такие же, как ваши. Вы можете сделать для них безумно много. Для бабушек и дедушек все молоденькие (молоденькие — это лет до пятидесяти) – это их внуки и внучки, которым они рады отдать то тепло, которое они не отдают своим, потому что своих либо нет, либо далеко. Поэтому вам достаточно прийти к ним, даже можно с пустыми руками, главное — с улыбкой. И в ответ вы получите неизмеримо больше.



There are no comments

Add yours

*