В России малоизвестным является тот факт, что в рядах Королевских ВВС (RAF) сражался летчик с судьбой, близкой судьбе советского летчика – Алексея Маресьева — у Дугласа Роберта Стюарта Бадера не было обеих ног. Дуглас Бадер родился 10 февраля 1910 года в Лондоне. Катастрофа произошла 14 декабря 1931 года на аэродроме Вудли. Демонстрируя пилотаж на сверхмалой высоте, Бадер врезался в землю. В результате полученных ранений правую ногу ему ампутировали выше колена, левую — на 6 дюймов ниже колена. Бадер оправился от тяжелых ран и еще более тяжелых операций, но был уволен из рядов Королевских ВВС.
Все попытки Бадера вернуться в авиацию до начала Второй мировой войны оканчивались неудачей. Ему это удалось только после ее начала и 27 ноября 1939 года он совершил первый самостоятельный полет на учебном самолете.
Бадер не только возвращается в строй. За достаточно короткий период Бадер сбивает 22 немецких самолета (подтвержденные победы), что выводит его в ряды лучших британских асов того времени.
Подполковник Дуглас Бадер становится командиром истребительного авиакрыла и разработчиком тактики массированного использования истребительной авиации. Он вводит в своем крыле вместо устаревшего и неуклюжего клина-тройки гибкие и эффективные тактические единицы — пару и четверку. То есть, он не только блестящий пилот, но и выдающийся командир.
Стороннему наблюдателю могло показаться, что Бадер начисто лишен нервов. Этот человек в черном летном костюме и бело-голубом шарфе спокойно забирался в кабину, совал трубку в карман, словно готовился поехать на пикник
Новые «Спитфайры Vb», получаемые вместо старых Mark II. Vb имели более высокую скорость и скороподъемность, а самое главное — в каждом крыле было смонтировано по 20-мм пушке. Это привело в восторг всех, кроме Бадера. Совершенно неожиданно он превратился в твердолобого консерватора. Бадер утверждал, что пушки — это плохое решение, потому что пилоты будут стремиться открывать огонь с большой дистанции, вместо того чтобы постараться подойти ближе. На сей раз он ошибался. Однако ничто не могло переубедить его. Почти вся эскадрилья уже пересела на новые самолеты, однако Бадер упрямо отказывался пересесть на новый самолет. Принятое распределение было совершенно правильным -командир должен летать на самом тихоходном самолете, потому что именно он задает скорость соединения, и остальные летчики должны иметь возможность свободно держаться рядом с ним, не насилуя свои моторы. Не все командиры крыльев поступали так, хотя здесь поведение Бадера было совершенно правильным. Наконец он пересел на новый самолет, но… на «Спитфайр Va», вооруженный пулеметами!
Если быть точным, то восторг английских пилотов по поводу установки пушек мягко говоря преувеличен. Швейцарская 20-мм пушка «Испано-Сюиза», производящаяся по лицензии в Англии и США обладала низкой надежностью. Раннее отпирание затвора нередко приводило к прорыву пороховых газов при выстреле и отрыву гильзы. К тому же запас патронов на ствол составлял всего 60 шт.
В последнем бою с большой группой истребителей противника в самолет Бадера врезался «мессер» и просто отрубил хвостовое оперение своим винтом.
Бадер попал в плен и до конца войны уже не воевал.
Узнав о плене Истребительное Командование нашло возможность сбросить Бадеру новые протезы — старые были повреждены при покидании самолета.
Интересен звонок Уинстона Черчилля по этому поводу в штаб Истребительного Командования:
«Дуглас!»
«Да, сэр».
«Я узнал из газет, что вы устроили братание с противником, сбросив протез попавшему в плен летчику».
«Да, сэр, вы можете назвать это братанием. Однако мы сумели сбить 11 вражеских самолетов, потеряв всего 6 или 7 своих. Поэтому я надеюсь, что вы поймете — дело того стоило».
Ответом было невнятное хмыканье, и телефонную трубку повесили.
Вызывает восхищение боевой дух Бадера, который после освобождения из плена, пытается раздобыть «Спитфайр», чтобы успеть совершить еще хотя бы пару вылетов. Поэтому вполне заслуженной наградой ему стало командование воздушным парадом над Лондоном в честь победы.
В феврале 1946 года Бадер уходит в отставку и возвращается на работу в компанию «Шелл», где продолжает летать по всему свету. При этом он неоднократно посещает госпитали для ветеранов войны. В 1976 году королева Елизавета II возвела Бадера в рыцарское достоинство за его деятельность в пользу инвалидов, «многих из которых вдохновил его личный пример». Полковник сэр Дуглас Бадер скончался 5 сентября 1982 года от сердечного приступа во время турнира по гольфу в Айршире.
Источник
* «Безногий ас» /Пол Брикхилл./
Похожие статьи