Общественная палата просит министра труда Максима Топилина расширить действие программы «Материнский капитал». Многие российские семьи испытывают большую потребность в средстве передвижения, чем в дополнительных квадратных метрах. Об этом свидетельствуют обращения в Общественную палату с просьбой расширить действие программы «Материнский капитал» на покупку автомобиля.
Председатель комиссии ОП по социальной поддержке граждан и качеству жизни Владимир Слепак направил письмо (есть в распоряжении «Известий») на имя министра труда и социальной защиты Максима Топилина с просьбой проработать этот вопрос.
Сейчас материнский капитал, который составляет почти 430 тыс. рублей, можно потратить на улучшение жилищных условий, на оплату обучения детей и на формирование пенсионных накоплений для матери.
По словам Владимира Слепака, в Госдуму неоднократно вносились законопроекты, разрешающие покупку автомобиля на средства маткапитала, но ни один из них так и не был одобрен. Однако просьбы законодателей и общественников продолжают поступать в нижнюю палату — в этом месяце подобный законопроект был внесен депутатами заксобрания Ростовской области.
«Передвигаться с детьми по селу и городу на собственном автомобиле намного проще, чем в общественном транспорте. Но, несмотря на то что многие семьи хотели бы потратить материнский капитал по покупку автомобиля, закон такой возможности не предусматривает», — говорится в обращении ОП.
— Мне как отцу пяти детей эта проблема знакома не понаслышке. Развести их по школам, спортивным секциям и разным кружкам — большая проблема. Приобретение транспортного средства по какому-то льготному тарифу с правом использовать материнский капитал было бы существенным подспорьем как для российских семей, так и для отечественного автопрома. В последние годы, к глубокому сожалению, он не демонстрирует способности заинтересовать потребителей. Я призываю власти еще раз посмотреть на эту проблему, но уже в этом разрезе, — говорит Владимир Слепак.
Общественная палата в своем обращении к Топилину ссылается на успешный опыт некоторых субъектов РФ, где для приобретения авто можно использовать региональный материнский капитал (за счет средств сертификата или с использованием автокредита). Таким образом, члены ОП считают правильным сделать этот региональный опыт нормой федерального законодательства.
В Министерстве труда и социальной защиты РФ отметили, что пока письмо от Общественной палаты к ним не поступало. Однако на днях министерство выступило с инициативой разрешить семьям с детьми-инвалидами тратить маткапитал на оборудование квартир. Никаких других направлений использования средств маткапитала, в том числе на медуслуги и покупку автомобилей, министерство не поддерживает.
Заместитель председателя комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Ирина Соколова объяснила, почему законопроект был не раз отклонен депутатами.
— Материнский капитал — это долгосрочные целевые вложения в семью, в ее будущее. И нельзя относить к ним покупку автомобиля, потому что это фактически кусок железа на колесах, который со временем только теряет свою ценность. Это несравнимо с использованием материнского капитала на улучшение жилищных условий или на образование детей, — отметила Ирина Соколова.
Второй аргумент депутата против такого использования маткапитала заключается в том, что автомобиль как движимое имущество оформляется в собственность только одного из супругов. Владелец может распоряжаться им по своему усмотрению — российский Гражданский кодекс не требует согласия второго супруга на продажу машины. Приобретаемое же с помощью маткапитала жилье обязательно оформляется в долевую собственность родителей и детей.
— Кроме того, автомобиль — это ковровая дорожка к обналичиванию маткапитала. Даже если запретить в течение какого-то срока продавать машину, не составит труда передать ее в пользование по доверенности и получать за это деньги, — добавила она.
Данная инициатива Общественной палаты не единственная, которая коснулась материнского капитала. В прошлом году члены комиссии ОП по социальной политике предлагали и вовсе снять ограничения на его использование, позволив семьям тратить эти средства на неотложные нужды.
Председатель общественной организации «Право ребенка», член Московской Хельсинкской группы Борис Альтшулер поддержал обращение общественников.
— Я считаю, что за счет средств маткапитала необходимо не только позволить приобретать автомобили или даже бытовую технику, но и делать ремонт квартир, не пригодных для жизни. Но чтобы это предложение было принято правительством, оно обязательно должно сопровождаться четкими мерами контроля. Нужен механизм, преграждающий возможность массово использовать эти возможности для фиктивной обналички денег, — отметил правозащитник.
Источник: Известия
Похожие статьи