Бегство от реальности

Анозогнозия – непризнание больным своей болезни (греческое «а» — отрицание, «nosos» — болезнь, «gnosis» — познание). Можно и нужно сказать, само по себе это явление – уже болезнь.

Фарисей из евангельской притчи про мытаря и фарисея, человек, который благодарит Бога за то, что он якобы лучше, чем «тот мытарь», и даже перечисляет свои заслуги – вот типичное проявление анозогнозии. Современный человек, доморощенный светский гуманист, Богу если и молится, то редко. Что до покаяния, то он знает за собой некие поступки, порой страшные даже по современным меркам, совесть его неспокойна, но он лучше пойдёт к психологу, чтобы пожаловаться на угнетённое состояние и с помощью специалиста избавиться от чувства вины. Если же и кается такой человек, часто тут же добавляет: «Но в целом я не хуже других, многих и лучше…». Анозогнозия.

Анозогнозия: гопник, живущий «по понятиям», уверенный, что он «нормальный мужик» и что живёт он по какой-то правде. Более культурный человек, спокойно обосновывающий полезность телесных наказаний и даже смакующий некоторые подробности оных: назовите такого садистом – обидится.

Анозогнозия: химически зависимый человек, доказывающий, что никакой зависимости у него нет, что он в любой момент с лёгкостью может бросить…

Анозогнозия: апологет большевистского режима или просто человек, в смутное время желающий показать свою солидарность с Россией и для этого выходящий на защиту памятника Ленину.

Анозогнозия: человек, не умеющий слушать собеседника и постоянно его перебивающий, а на упрёк в невежливости отвечающий, что это не невежливость, а живая сиюминутная реакция, которую ни в коем случае нельзя сдерживать.

Анозогнозия: человек, уверенный, что наше государство и общество проявляют надлежащую заботу об инвалидах. Острая форма анозогнозии – когда человек уверен, что забота эта даже чрезмерна. Ещё одна острая форма – признание изоляции инвалидов нормой м даже чем-то желательным. Пример: у молодой девушки старшая сестра – с последствиями ДЦП, с трудом передвигается по своей маленькой квартире, не может сама сходить в магазин. Девушка признаётся, что она стыдится сказать коллегам по работе, что она спешит потому, что должна сходить за продуктами для беспомощной сестры.

Анозогнозия: человек, употребляющий слова «олигофрен» и «даун» в качестве ругательств, и уверенный в своей нормальности.

Анозогнозия: родственники и другие люди, входящие в круг общения человека с тяжёлыми психическими нарушениями, отказывающиеся даже поинтересоваться возможностью воздействия на причины этих нарушений, а не на симптомы – только потому, что их подопечный якобы не больной, а просто такой вот особенный человек. Острая форма анозогнозии: мнение, что развитие ребёнка с тяжёлыми нарушениями не надо форсировать и даже вообще в это развитие вмешиваться не надо – «пусть всё идёт, как идёт».

Частые причины анозогнозии – ложная стыдливость, ослепляющая боязнь, беспечность, извращённое самолюбие, привычка к иллюзиям. И как следствие – бегство от реальности. Психологи и психотерапевты говорят о защитном механизме отрицания. Но реальность – то, от чего не убежишь. Да на самом деле и не нужно. Вот один из самых ярких примеров – Общество анонимных алкоголиков. Первый шаг – признание себя алкоголиком. Без этого дальнейшая реабилитация невозможна. И даже через много лет ремиссии человек говорит о себе: «Я алкоголик». В духовной жизни есть понимание необходимости помнить о своих грехах – здесь грех рассматривается в первую очередь именно как болезнь. Т. е. даже покаявшись, человек не должен забывать, в чём он особенно слаб. Задача психолога или психотерапевта в случае анозогнозии сродни задаче миссионера –преодолеть монологизм травмированного человека, его патологическую самоуверенность. Что касается инвалидов и их близких людей, то преодолением анозогнозии может стать отказ от маскировки за такими эвфемизмами, как «особые люди», «люди с ограниченными возможностями» и т. п. – это может стать шагом к принятию реальной ситуации и к попытке изменить её к лучшему.

 

 Автор благодарит за консультацию Екатерину Савостьянову



There are no comments

Add yours

*