Передвигаться по Петербургу на инвалидной коляске сложно. Проблему отсутствия доступной городской среды мог бы решить автомобиль. Но и тут, как выяснилось, для людей с ограниченными возможностями выстроились дополнительные преграды
В 2005 году закон, дающий людям с ограниченными возможностями право на получение бесплатного авто от государства, был отменен. Тем, кто стояли в очереди на автомобиль, выдали компенсации по 100 тысяч рублей. А федеральный закон «О социальной защите инвалидов» установил возможность получения людьми с ограниченными возможностями ежемесячной денежной выплаты.
В 2005 году закон, дающий людям с ограниченными возможностями право на получение бесплатного авто от государства, был отменен.
Ирина Иванова, лидер общественного движения «Петербург равных возможностей», встала в очередь на транспортное средство с 1999 года, практически сразу после получения травмы, приковавшей ее к инвалидному креслу.
— На эти 100 тысяч нормальный автомобиль с ручным управлением ни тогда, ни сейчас купить невозможно. А для инвалида-колясочника очень важно, чтобы машина была исправна, потому как если с ней что-то случится на дороге, это будет проблематично не только для него, но и для всех участников движения, — рассказала OK-inform Ирина Иванова.
Недавно купленный на личные сбережения автомобиль ей переделывали под ручное управление аж в Ставропольском крае, так как там эта работа стоит гораздо дешевле, чем в родном Петербурге.
— Насколько я знаю, в Петербурге работают две мастерские. Услуги одной стоят 30 тысяч рублей, другой — 50. Для меня это очень дорого. В Ставропольском крае оборудование и его установка мне обошлись в 8 тысяч рублей, — объяснила Ирина.
Также она напомнила, что раньше существовали льготы для инвалидов-автомобилистов на приобретение бензина. Сейчас и этого нет. Есть только льгота на налогообложение для инвалидов 1-й и 2-й групп. Они платят 50% транспортного налога, если владеют автомобилями мощностью менее 150 лошадиных сил.
— Сейчас я буду пытаться выбить для себя гараж или место на автостоянке рядом с домом, — говорит Ирина. — Но и тут у людей с инвалидностью могут быть проблемы, потому что гаражи в городе сносят, а парковочных мест на всех не хватает. Какие тут льготы?
При этом создатель движения «Петербург равных возможностей» считает, что одной из главных проблем для инвалидов-колясочников, мечтающих передвигаться по городу на автомобиле, является отсутствие в Петербурге автошкол и льгот при оплате обучения.
Создатель движения «Петербург равных возможностей» считает, что одной из главных проблем для инвалидов-колясочников, мечтающих передвигаться по городу на автомобиле, является отсутствие в Петербурге автошкол и льгот при оплате обучения.
— Мне повезло. Я отучилась бесплатно, обратившись в комитет по социальной политике, где мне помогли устроиться на курсы вождения на благотворительной основе. Но это директор автошколы, находящейся возле моего дома, пошел навстречу… А вообще подобная практика в Петербурге не распространена, — говорит Ирина Иванова. — Помещение школы, естественно, никак не оборудовано для колясочников, так что мне приходилось просить помощи, чтобы подняться в аудиторию и спуститься. Что касается практики, то автомобиль на ручном управлении в моей автошколе был один-единственный. И это тоже редкость для северной столицы, поскольку такие машины в связи с отсутствием льгот не очень востребованы.
Кстати, по словам Ирины, где-то под Лугой до отмены закона о бесплатном обеспечении инвалидов транспортными средствами существовала автошкола, оборудованная для инвалидов-колясочников. Люди там жили и обучались за 30% от стоимости водительских курсов. Но после отмены льгот на получение инвалидами автомобилей эта автошкола закрылась. И школы ДОСААФ, обучающие колясочников, тоже исчезли.
— Знаю, что на проспекте Косыгина есть частная автошкола «Барс». В ней создана доступная среда для людей с ограниченными возможностями и есть несколько машин на ручном управлении. Но льгот при обучении никаких не предоставляется, поэтому люди, живущие на одну лишь пенсию по инвалидности, туда не ходят. Этот вопрос можно было бы решить чиновникам, которые в своих отчетах заявляют, что Петербург — самый удобный для жизни инвалидов город в России. В идеале — из бюджета можно было бы компенсировать часть оплаты за обучение, — говорит Ирина Иванова.
Еще она слышала, что в Петербурге планируют открыть первую на Северо-Западе автошколу для инвалидов, но опять-таки без участия государства.
OK-inform выяснил, что проектом занимается Общество защиты прав и свобод инвалидов «Надежда». По задумке, в этой автошколе смогут обучаться все льготные категории граждан, вне зависимости от степени недуга. Здесь же они будут сдавать на права и регистрировать свои транспортные средства.
— Мы хотим, чтобы люди приходили к нам в школу, показывали документы, подтверждающие, что они являются льготниками, и сразу же начинали учиться, без очередей и строго по государственному тарифу. Мы планируем отдельный этаж школы приспособить для временного проживания обучающихся, чтобы людям, живущим далеко, не приходилось ради учебы преодолевать городские препятствия, — говорят в Обществе защиты прав и свобод инвалидов «Надежда».
Однако надо отметить, что проект постройки и размещения здания автошколы для инвалидов чиновники согласовывают уже четвертый год.
По словам Никиты Сорокина, создателя общественной организации «Честный Санкт-Петербург», даже если колясочники за свои деньги обучаются вождению и приобретают специальные автомобили, то это еще не значит, что их передвижение по городу, пока что только именуемому доступным для инвалидов, будет свободным.
Некоторые суды уже вынесли решения, что если парковки платные, то места для инвалидов на них выделять необязательно.
— Огромные проблемы с парковочными местами для инвалидов. «Честный Петербург» провел множество проверок и пришел к выводу, что парковка парковке – рознь и возлагать все надежды на то, что сотрудники ГИБДД станут активнее штрафовать нарушителей правил парковки, здесь неправильно, — говорит Никита Сорокин.
По его словам, есть городские парковки, на которых должно быть отведено определенное количество парковочных мест для автомобилистов-инвалидов. И если их занимают здоровые граждане, то им грозит штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей.
— А есть охраняемые парковки, например, под торговыми центрами. И некоторые суды уже вынесли решения, что если парковки платные, то места для инвалидов на них выделять необязательно. То есть проблема в нашем законодательстве, — объясняет лидер «Честного Санкт-Петербурга».
По его мнению, в законе нужно конкретизировать, на каких именно парковках должны организовываться места для инвалидов, сколько их должно быть возле магазинов, жилых домов и т.д.
— И должен быть поднят вопрос о блокираторах, потому что люди у нас невоспитанные, занимают парковочные места для инвалидов, сотрудников дорожной инспекции на всех не хватает, а информирование здесь не очень помогает, — говорит Никита Сорокин. — Мы считаем, что автомобилистам, имеющим ограниченные возможности здоровья, необходимо при предъявлении соответствующих документов выдавать универсальный ключ от блокираторов, которые будут стоять на всех парковочных местах для инвалидов в городе. Правда, Земельный кодекс этого не позволяет сделать. Чтобы решить проблему парковок в городе, нужно вносить поправки в федеральное законодательство.
Источник ОК-Информ:: http://ok-inform.ru
Похожие статьи