Помощь страждущим и недужным (в том числе тем, кого нынешнее общество предпочитает именовать холодно-отстраненно инвалидами) всегда было частью служения Церкви. Традиция эта жива и поныне. Тем более, сейчас появляется все больше возможностей обеспечить людям с ограничениями по здоровью или с особенностями развития более свободную, не замкнутую с четырех стенах жизнь, предоставить больше возможностей для познания, в том числе познания основ веры, для посещения храма и участия в приходской жизни. И в то же время нельзя не заметить, что общество зачастую пытается спихнуть таких людей на обочину – конечно, забыть о них легче и удобнее, чем попытаться помочь.
«Церковь всегда принимала таких людей в общение наравне с теми, кто приходил здравым и с теми, кто помогал, − говорил на прошедшей в рамках Рождественских чтений конференции «Свято-Сергиевская традиция попечения об инвалидах; история и современность» иерей Михаил Потокин, председатель комиссии по церковному социальному служению города Москвы. − И мы видим включение в церковную жизнь этих людей. Возможно, это одна из основ внутренней помощи им, потому что человек, не имеющий полноценного здоровья, часто в обществе отделен от других. Люди с особенностями получают от государства пособия, некую социальную помощь. А с точки зрения включения во внутреннюю жизнь общества видны большие проблемы − они связаны с внутренним восприятием инвалида как человека не такого, как все, как выбивающегося из общего порядка. Эта проблема чисто духовная».
Необходимо преодолеть этот десятилетиями воздвигавшийся в общественном сознании барьер между людьми условно здоровыми и теми, на кого повесили клеймо «инвалид», уверен священник: «Эти люди тоже любят, так же переживают, дружат, отвечают теплом на общение, которое им предлагают. Нет различия и ущемления их духовного состояния по отношению к остальным членам нашей Церкви и нашего обществ в целом. Хочется, чтобы дома, где они находятся, были открытыми для общества, для общения людей, чтобы люди с желанием общались с ними, потому что это много приносит и нам самим».
Каковы основные проблемы, с которыми сталкиваются люди с ограничениями по здоровью, желающие жить церковной жизнью?
Храм – не безбарьерная среда
«Надеюсь, что и старые здания постепенно будут приспосабливаться, и новые проектироваться с учетом нынешнего понимания роли и значения инвалидов в жизни общества», − эту цитату из интервью Святейшего Патриарха Кирилла привел Сергей Чистый, вице-президент Национального благотворительного фонда поддержки работ по адаптации городской среды для маломобильных групп населения «Город без барьеров».
Он представил обзор нескольких храмов, где были сделаны попытки создания доступной среды, но по его мнению, опыт не идеален: неправильно устроенные пандусы лишают инвалидов-колясочников возможности воспользоваться ими самостоятельно, края спусков не маркированы, нет поручней, нет элементов навигации для слабовидящих и мест отдыха для тех, кому сложно стоять, не указано месторасположение входа для колясочников, лестница сделана с нарушением принципов адаптации – перечислять можно долго. Но в перечисленных им храмах хотя бы попытались создать комфортные условия для тех, кому и так некомфортно в нашем «заточенном» под здоровых мире.
К тому же нельзя забывать, что храмы зачастую являются памятниками архитектуры, а значит, какие-то кардинальные переделки там невозможны.
Можно, конечно, вспомнить такие благие примеры, как оборудование лифта для инвалидов в калининградском соборе Христа Спасителя или сооружение механического подъемника для колясок в Даниловом монастыре Москвы, но это же капля в море!
«На сей день, с моей точки зрения, внятная политика адаптации храмов для маломобильных групп населения отсутствует, − считает Сергей Чистый. − Есть три позиции: первая – ничего не нужно делать, мол до этого же как-то жили, а люди помогут. Она самая экономная. Вторая – эксклюзивность. Эта теория поддерживается московскими архитекторами, суть ее в том, что надо построить специально для инвалидов в каждом округе по одному храму. При этом инвалиды не поддерживают идею − они выступают за третью, инклюзивную, модель, которая предполагает, что храмы нужно адаптировать для людей разных состояний».
Но здесь слово за архитекторами и инженерами… Важно, чтобы при строительстве новых храмов в проект изначально закладывалась идея доступной среды.
Есть ли у нас в стране такие специалисты? Сергей Владимирович рассказал: такие специалисты не только есть – они уже предлагают свои проекты. Главное, чтоб в этом случае не сработал принцип «лишь бы подешевле».
Жить церковной жизнью
О необходимости социальной адаптации людей с проблемами здоровья говорила Татьяна Федорова, председатель правления Иркутской областной общественной организации инвалидов детства «Надежда». Это на сегодняшний день единственная организация в Иркутске, способствующая полной занятости взрослых инвалидов с нарушениями интеллектуального и психического развития.
Для них были созданы деревообрабатывающая, валяльная, швейно- рукодельная, ткачество и полиграфическая мастерские. В течение дня с подопечными ведется работа по поддержанию самостоятельности и формированию навыков уборки помещения, приготовления еды. Обязательной частью является творческое развитие: ребята рисуют, занимаются музыкой, лечебной физкультурой и географией, посещают цирк, выставки, кино, театры и музеи. «Вся работа организации «нанизана» на проведение праздников, потому что, работая с такими ребятами, нужно четко понимать, что есть ритм, который нельзя нарушать», − рассказала Татьяна Федорова.
Важной часть жизненного ритма этих ребят является еженедельное посещение храма. Православный приход окормляет организацию уже несколько лет. Ребята научились ставить свечки и молиться; еще они проводят для прихожан проводят спектакли, а те посещают «Надежду».
С целью обеспечения условий для постоянного или временного проживания и внедрения программы пожизненного сопровождения в условиях города было решено построить социальный центр на 30 человек с разными группами инвалидности в возрасте от восемнадцати лет и сопровождающих их социальных работников, педагогов, мастеров, медперсонала и волонтеров. Проект продвигается и скоро начнется строительство.
Руководитель Центра поддержки и реабилитации инвалидов «Во имя жизни» при Алатырской епархии Александр Коротин рассказал об открытой центром арт-группе реабилитации детей-инвалидов. По большей части эти группы составляют ребята с аутизмом, синдромом Дауна или детским церебральным параличом «Они совершенно выбиты из общества, не могут передвигаться, посещать школу. И нет специалистов, которые могли бы ими заниматься, то есть родители этих детей предоставлены сами себе», − рассказал гость из Алатырской епархии. Школа искусств откликнулась на просьбу епархии оказать помощь. «У нас обычные преподаватели − не логопеды, не дефектологи. Мы организовали группу дневного пребывания, где дети лепят, рисуют, готовят постановки кукольного театра, развивают моторику. Ребята на это время заняты, а у родителей есть возможность передохнуть. Кроме этого, у детей есть духовник, который проводит духовные беседы с ними и с их родными, оказывает семьям духовную помощь».
Учитель социально-бытовой ориентировки Мурыгинского детдома для умственно отсталых детей Ольга Койкова отметила, что их учреждение находится на попечении Вятской епархии, живут в нем люди от трех до тридцати пяти лет. Сто пять воспитанников – «лежачие». В детдоме есть молитвенная комната; ребятам рассказывают о Церкви, они учатся класть крестное знамение, сознательно исповедоваться и причащаться; с воспитанниками совершаются поездки по святым местам Вятки и других регионов России.
«Из паломничества выросло большое волонтерское движение, в итоге более 50 волонтеров к нам постоянно приезжают, − рассказала Ольга Койкова. − А из волонтерского движения последовало то, чего никто не ожидал: у детей появились свои наставники. Есть уже пять прочных связей, юноши, девушки приезжают и занимаются с детьми. Волонтеры созваниваются с воспитанниками, решают какие-то их проблемы, поддерживают психологическую связь».
Как глухим услышать о Боге?
Как помочь с воцерковлением тем людям, к кому невозможно просто так обратиться со словом проповеди или с задушевной беседой – просто потому, что они вас не услышат? Об этом рассказывал иеромонах Виссарион (Кукушкин), руководитель регионального Учебно-методического центра служения инвалидам по слуху Екатеринбургской митрополии.
«Глухой человек не может услышать о Боге, о духовной жизни из телевидения, радио. Он затрудняется прочитать актуальную популярную книгу. Наши занятия становятся первым из немногих источников воцерковления», − отметил священнослужитель.
Община в Екатеринбурге образовалась в 2001 году. Начиналось все со встреч неслышащих взрослых людей со священником. «Всех объединяла тогда одна тема − «Первые шаги в храме», − вспоминает отец Виссарион. − Глухим были интересны темы церковного этикета. Им некому было задавать эти вопросы, но благодаря беседам мы стали преодолевать барьеры между слышащими и не слышащими».
Обсуждались и другие темы. Общение помогло священнику понять, с какими проблемами, вопросами сталкиваются такие люди. Он поставил себе задачу не только рассказать собеседникам о вероучении, о благочестивых традициях Православия, но и помочь формированию у них христианского мировоззрения, побудить оценивать свои поступки с евангельский позиций. Постепенно сформировалась православная община глухих и слабослышащих людей.
Иеромонах Виссарион отметил, что люди с такими особенностями ранимы, чувствительны, любознательны. Порой им хочется побеседовать, выговориться, и тут нужны особый такт, терпение, умение выслушать и ответить на доступном им языке. «Специальная литература мало имеет полезных сведений про взрослых людей − все книги предназначены работы с детьми дошкольного или школьного возраста, − посетовал выступавший. − Сведения о взрослых собираем по крупицам, это немного помогает».
Практика показала наиболее удобные формы занятий: лекция, диалог и беседа. Люди с повреждением слуха также с интересом могут посетить экскурсию с сурдопереводчиком, посмотреть познавательный фильм с субтитрами. В обязательный круг занятий входят чтение духовной литературы, молитв, Евангелия. Как отметил отец Виссарион, глухие затрудняются читать, им тяжело понять текст, поскольку у большинства культура чтения не сформировалась со школьного возраста. Поэтому столь важны диалог и общение − нужно побуждать собеседников размышлять и рассуждать.
Помощь психологическая, помощь духовная
Прибывший из Новосибирска руководитель социологическо-психологической службы для глухих и слабослышащих Николай Соколов рассказал: «Я десять лет занимаюсь в церковной ограде окормлением глухих, перевожу литургию на язык жестов. Работаю также в воскресной школе для глухих и некоторое время назад обратил внимание, что учащиеся стали оставаться на беседы дополнительно. В девяноста процентах случаев беседы носили психологический характер: люди приходили с плохим настроением и просили выяснить причину такого состояния, спрашивали совета, что делать с алкогольной зависимостью своих родственников, как вести себя во время болезней, страданий. Это были не единичные случаи, вот и возникла идея создать службу, которая могла бы с психологической точки зрения помогать инвалидам по слуху в решении их проблем».
Команда создала интернет-линию – «телефон доверия» для глухих. «Наша работа строится на христианском мировоззрении и духовных ценностях. Деятельность консультанта включает работу как психолога, так и катехизатора», − отметил докладчик. Консультанты помогают выйти из депрессивного состояния, помогают в той или иной острой ситуации, оказывают содействие в ориентировании по информационной среде.
Во время таких онлайн-сессий общение происходит с помощью жестов либо в чате или по электронной почте. Одной из особенностей консультирования является восприятие человека с нарушением слуха рассматривается не как субъекта с физическим дефектом, а как носителя собственных ресурсных возможностей для преодоления проблем.
Одна консультация обычно длится от 50 минут до полутора часов. Среди вопросов часто встречаются не только психологически-бытовые − отношения с родными, попытки трудоустроиться, проблемы с алкоголем в семье, но и экзистенциальные. В десяти процентах случаев консультантам приходится иметь дело с кризисными ситуациями.
Богослужение «на пальцах» и на экране
Воспитатель школы-интерната №101 в подмосковном Клину, катехизатор Тихоновского храма Дмитрий Балашов уверен: глухим нужны православная миссия, катехизация, а не социальное служение.
Важный вопрос – богослужение. «У нас есть два варианта сурдоперевода службы, − рассказывает Дмитрий Балашов. − Первый − приглашение переводчика из Москвы, но во время больших праздников это невозможно, так как он занят. Второй − использование экрана, на который выводится параллельный текст; используется как церковнославянский, так и русский перевод. Это компромиссное решение вопроса, поскольку глухим трудно читать на церковнославянском. Кроме того, и обычным прихожанам интересно проводить параллели. После первого такого служения отзывы были положительные».
«Видеть в человеке с ограниченными возможностями брата, сестру, друга»
Педагог-психолог культурно-просветительского центра «Преображение» (Москва) Светлана Сонина поделилась опытом деятельности «особой группы» Преображенского православного братства, в которой помогают детям и молодежи с выраженными нарушениями развития. На данный момент в эту группу входят ребенок восьми лет и четыре человека в возрасте от восемнадцати до тридцати, а также их родители, руководители занятий и помощники. Группу собирают раз в месяц, для нее организуют встречи, паломнические походы, проводят праздники. За большим столом проходят беседы.
Приобщая членов группы к церковной жизни, организаторы также преследуют цель помочь людям с ограниченными возможностями участвовать во всех сторонах жизни общины. Кроме того, родители получают возможность разделить заботы об особых детях с общиной. «Здесь в человеке с ограниченными возможностями видят, в первую очередь, брата, сестру, друга. Это лучше получается, когда собираются не вокруг этих людей, а для общего служения вместе с ними, при этом им помогая», − заметила Светлана Сонина, подчеркнув, что каждый человек обретает достоинство не только когда получает, но и когда отдает.
Поэтому ребята в общине трудятся и для других, например, готовят изделия к благотворительным ярмаркам, делают подарки для тех, кто принимает группу в паломничестве. Также ребята с особенностями развития по возможности помогают друг другу.
Докладчица также засвидетельствовала, что о духовном опыте человеком с интеллектуальным и психическим нарушением невозможно судить лишь по его поведению, речи, деятельности, уровню развития интеллекта. «Если он не говорит, не рассуждает вслух или не делает что-то – это не значит, что он не участвует», − подчеркнула Светлана Сонина. − На наш взгляд, каждая церковная община может не только сочувствовать людям с инвалидностью и их родственникам, но и помочь им полноценно участвовать во всех сторонах жизни».
«От нас страждущий человек должен узнать о Боге»
«Нуждающимся мы даем гораздо меньше, чем сами от них приобретаем, − напомнила монахиня Елисавета (Позднякова), настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия, в которой проходила конференция.
Матушка Елисавета уверена: «Грош цена всей нашей церковной и социальной деятельности, если мы только накормим, напоим, оденем. От нас страждущий человек должен узнать о Боге. Наша с вами задача − показать Христа. Это можно сделать по-разному: или говорить о Нем, или молчать, но показывать Христа своими действиями, делами».
Мария Мкртчян
Источник: Приходы
Похожие статьи