Инвалиды, сделанные не из мрамора

Не одно столетие зрители в восхищении замирают перед Венерой Милосской… Фигура богини любви лишена рук, покрыта щербинами, но никто не может усомниться в ее совершенстве.

Считается, что руки скульптура потеряла во время споров между французами и турками за обладание ей. Но этот физический недостаток отнюдь не уменьшил ее привлекательность…

В жизни, однако, чаще бывает наоборот. Люди с физическими недостатками сделаны не из мрамора и нередко испытывают на себе отнюдь не восхищенные, а косые и недоброжелательные взгляды. Это вынуждает их подделываться под общий шаблон, прятать, маскировать свои особенности и только совсем недавно к инвалидам или, как принято сегодня говорить, к лицам с ограниченными физическими возможностями стали относиться терпимее. Пока это лишь робкая тенденция гуманизации отношения общества к таким людям.

Выставка «Акрополь: как я нашел свое тело», которая открылась 11 марта 2014 года в Москве, — еще один шаг в этом направлении.

«Учась воспринимать классическую скульптуру, европейская цивилизация смогла преодолеть предубеждения самого разного толка, — например, предубеждение перед наготой, — говорит один из организаторов выставки писательница Линор Горалик.- Мы смогли научиться видеть красоту в том, что нас беспокоило. Задача «Акрополя», ставящего в один ряд надколотые, «неполные» греческие статуи и тела наших моделей с инвалидностью, — это попытка предложить сделать усилие и увидеть, что красота не обязательно подразумевает две руки и две ноги (кстати, и статуи когда-то пытались «чинить» — чего выставлять обломки? Теперь эта мысль кажется нам дикой). Можно увидеть красоту во фрагменте и понять произведение как единое целое. Мы хотели бы предложить людям увидеть другую красоту, другую эстетику. Но мы понимаем, что для этого нужно приложить физическое и интеллектуальное усилие».

Фестивальные акции призваны привлечь внимание широкой публики к серьезному откровенному разговору о положении инвалидов в современном мире. Особенность этого диалога в том, что программа фестиваля предусматривает не только выставки, лекции, мастер-классы, но и использование образных форм, принятых в искусстве.

Смысл проекта «Акрополь» — воссоздать из живых моделей древнее, порушенное временем панно, известное, как Пергамский алтарь, или алтарь Зевса.

Это произведение эллинского периода, один из самых значительных памятников, сохранившихся до наших дней. Название его происходит от места создания — столицы Пергамского царства в Малой Азии. Алтарь был воздвигнут в честь победы над врагом – галлами (галатами), вторгшимися в Малую Азию. По наиболее распространённой версии, он был сооружен во времена царя Эвмена II в период между 180-159 г.г. до н.э. Считается, что алтарь посвящён Зевсу, по другой версии — двенадцати богам — обитателям Олимпа», царю Эвмену II, Афине и Зевсу.

 

Мраморные фризы алтаря представлены в Пергамском музее в Берлине. После Второй мировой войны алтарь хранился в СССР в Эрмитаже, где в 1954 году для него был открыт специальный зал. В 1958 году алтарь в порядке жеста доброй воли был возвращен в Берлин. По договоренности, с него были сняты гипсовые слепки, которые находятся в России.

Съемки воссоздания «живой» композиции алтаря проходили в киностудии «Главкино». По словам фото-продюсера Елены Каширской, «cамой сложной частью работы было «выложить из участников общую композицию, выстроить ими, как конструктором, цельную картину. Когда модели в гриме подошли к площадке, стилист Жанна Гуреева, на секунду замерев, сказала: «Хорошо, а теперь снимайте халаты и ноги и идите сюда!», мы впятером с фотографом и визажистами приступили к работе. Это был очень длинный и кропотливый процесс: к тому моменту, как десятый человек был подкрашен и правильно повернут, первый давно уставал лежать, поворачивался на другой бок или терял набедренную повязку. К счастью, модели были с нами терпеливы, и за несколько часов все получилось». Автор панно, фотограф Ира Бордо, рассказывает, что для нее главной задачей было сделать максимально продуктивно свою работу и попытаться донести красоту участников.

 

Идея проекта принадлежит Янине Урусовой. На глаза ей попался плакат с изображённым на нем фрагментом Пергамского алтаря. «В одно мгновение в голове сложилась связь между античными статуями, перед чьей красотой в нашей культуре принято преклоняться, и телами людей с инвалидностью, от которых мы предпочитаем отворачиваться», — вспоминает Урусова. «Это визуальное сходство породило идею о том, что через параллель с красотой античных статуй можно предложить посмотреть на людей с «иными» телами по-новому: без страха и неприязни перед этой «инаковостью». Мне кажется, так можно поменять привычное восприятие людей с «иным» телом, исторически сложившееся в обществе».

Олеся Владыкина, двукратная олимпийская чемпионка по плаванию, зажигавшая факел Паралимпиады в Сочи, рассказала: «Когда я узнала о проекте «Акрополь», мало сказать, что я была восхищена идеей и силой замысла, в моей душе появилась надежна, что ВОТ ОНО, ТО САМОЕ, способное изменить мир, восприятие людей, сломить укоренившиеся предрассудки и барьеры в сердцах людей, вызвать самые настоящие, сильнейшие эмоции. Мне посчастливилось быть среди исполнителей в пробных съёмках и лично познакомиться с другими участниками проекта. Сейчас, видя какая вселенская работа была проделана, и видя финальные результаты, хочется воскликнуть: «Мы это сделали! И это прекрасно!» Самое лучшее, на мой взгляд, что «Акрополь» способен вытащить из людей их подлинные чувства, разнообразие эмоций, заставить заглянуть вглубь себя, своих страхов. Он позволяет задать вопросы и решиться найти ответы на очень серьёзные вопросы об этой невероятной, многогранной жизни».

 

Реализация столь масштабного проекта, как «Акрополь» говорит о том, какими значительными человеческими ресурсами должны были располагать его авторы. Среди участников, позировавших в ходе съемок, известные спортсмены, актрисы, общественные деятели, модели… В этом, кстати, отразился несомненный факт – в мире «альтернативных моделей» сегодня складывается лидерство выходцев из СССР. Именно они поддерживают высокую планку в борьбе за права инвалидов, за высокие достижения в спорте, в обеспечении достойной повседневной жизни людей с ограниченными возможностями. Среди них паралимпийская чемпионка Олеся Владыкина, общественная деятельница Елена Волохова, актриса, модель Вероника Скугина, хореограф, модель Елена Чинка, чемпион Европы по парафитнесу Настя Белковская, а также известных под артистическими псевдонимами «Викторию Модесту», «Натали», «Юлию», «Джессику» и других. Они задают тон и в спорте, и в социальных делах, и покоряют зрителей своим артистизмом, пластикой, «другой красотой», внося в нашу жизнь тонкий аромат эротики и привлекательности.

Кто-то верно заметил: чтобы в обществе складывалось правильное отношение к такой его собственной части, как инвалиды, необходимо, чтобы они сами активно участвовали в формировании такого отношения. Кажется, что прошедшая выставка правильный шаг в этом направлении.

 

 

 



There are no comments

Add yours

*