«Мы встаем с четверенек и становимся людьми»

Как развитие паралимпийского спорта могло бы улучшить жизнь людей с инвалидностью в России

В Сочи закончилась Паралимпиада, на которой российские атлеты с ограниченными возможностями выступили триумфально. Разбираясь в том, чего им это стоило, и в проблемах людей с инвалидностью в России, «Газета.Ru» изучила доклад международной организации Human Rights Watch и побеседовала со старшим врачом поликлиники горного кластера.

9% с инвалидностью

Паралимпийцы, которые вопреки своему недугу достигают фантастических вершин, вызывают всеобщее восхищение. В то же время есть ощущение огромной пропасти между теми, которым сила духа помогла найти себя в спорте, и прочими людьми с инвалидностью в России. Большинство их не могут не только реализовать себя на таком уровне, но и просто вести активную жизнь.

По статистике, сейчас в России проживает около 13 млн человек, которым присвоена инвалидность. Это 9,2% всего населения страны. Считается, что их число увеличивается на 1 млн человек в год. Много это или мало? Зависит от того, как считать. Например, в Финляндии доля людей с ограниченными возможностями оставляет 32%, в Великобритании — 27%, в других европейских странах тоже значительно больше, чем у нас. Но это не означает, что население России значительно здоровее, это означает, что у нас их по-другому учитывают.

Государству невыгодно иметь большое количество инвалидов, поэтому на их пути встают административные барьеры вроде ежегодной медицинской экспертизы.

Около 20% инвалидов работоспособны, но из них имеют работу меньше половины. На улицах наших городов инвалидов не видно, потому что они сидят по домам, это всем известный факт. Очень трудно в инвалидной коляске выйти из дома, ходить по магазинам, пойти в административное здание, в театр, поехать в общественном транспорте.

Нет лифта и пандусов

Как живется инвалидам в России, исследовала международная организация Human Rights Watch, опубликовавшая свой доклад «Вездесущие преграды. Отсутствие доступности для людей с инвалидностью в России» в сентябре 2013 года, за 117 дней до открытия Паралимпиады. Этот доклад основан на 123 интервью с инвалидами и их родственниками, которые сотрудники организации провели в шести российских регионах (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Бурятия и Краснодарский край).

В докладе Human Rights Watch перечисляются преграды, осложняющие жизнь инвалидов.

В первую очередь это доступность зданий, которая бывает ограничена из-за того, что нет лифта, слишком узкие коридоры, нет пандусов или они слишком крутые. Возникают проблемы с переходом дороги, потому что не везде есть спуски и подъемы. Не все светофоры оборудованы аудиосигналами для незрячих людей. Зимой проблемы с передвижением усложняются гололедом.

Проблемы с транспортом: инвалиды с ограниченным передвижением не могут сесть на автобус, поезд или самолет, инвалиды по зрению не имеют знаков, которые помогли бы им ориентироваться на станциях, остановках и в аэропортах. Из-за проблем с транспортом инвалидам трудно выбираться в город, встречаться с друзьями и вести активную жизнь. И хотя в последнее время приняты законы, например, чтобы обеспечить посадку инвалидов в самолет, эти законы не всегда работают.

Людям с инвалидностью трудно устроиться на работу, и они часто подвергаются дискриминации на своих рабочих местах.

Возникают проблемы и с доступностью медицинской помощи, так как людям с инвалидностью трудно попасть в поликлинику, а слабослышащим, например, трудно объясниться с врачом. Более того, они и позвонить не могут, чтобы вызвать, например, врача или такси. Есть необходимость, чтобы в таких случаях можно было послать текстовое сообщение.

В то же время практически все права инвалидов отражены в федеральном законе «О социальной защите инвалидов». В 2011 году в России принята программа «Доступная среда», которая направлена на повышение доступности образования, информации, здравоохранения и транспорта для людей с инвалидностью.

Но имеется большой разрыв между декларируемыми правами и повседневной практикой.

Основной вывод авторов доклада: законодательно права инвалидов обеспечены, но на практике законы не выполняются. Для того чтобы закон работал, нужно создать конкретные механизмы его исполнения и ввести конкретные санкции за неисполнение.

В Сочи — доступная среда

Россия провела свои первые Паралимпийские игры, и это большой шаг вперед нашей страны в глазах всей мировой общественности. В 1980 году, когда в Москве проводились летние Олимпийские игры, СССР отказался проводить Паралимпиаду. В Советском Союзе не было не только секса, но и инвалидов («В СССР инвалидов нет» — так и было сказано).

Обязательным условием для проведения Паралимпиады в России стали обязательства по обеспечению доступности всех объектов для людей с ограниченными возможностями.

И такая доступная среда на олимпийских объектах в Сочи была действительно создана.

В нее входят адаптированные под коляски посадочные места, доступный вход, широкие двери, пандусы и лифты; оборудование, позволяющее людям с ограниченным зрением прослушивать комментарии; контрастная окраска стен. На период Паралимпиады выделены переводчики жестового языка, лифты оснащены кнопками со шрифтом Брайля. Оборудованы автобусные остановки и различные здания. По словам президента оргкомитета «Сочи 2014» Дмитрия Чернышенко, в Сочи к нуждам людей с инвалидностью адаптировано 2,5 тыс. объектов.

«Наше общество не особенно принимает людей с инвалидностью»

О паралимпийском спорте с точки зрения врача «Газета.Ru» побеседовала с Татьяной Батышевой, главным детским неврологом Москвы, которая во время Паралимпиады работает старшим врачом поликлиники горного кластера в Сочи.

— С какими проблемами вам приходилось иметь дело как врачу во время Паралимпиады? Были ли у наших паралимпийцев травмы?

— Конечно, когда началась подготовка в соревнованиям и сами соревнования, были разные проблемы. И травмы были. Но наши паралимпийцы, я считаю, они совершают подвиг практически ежедневно: несмотря на боль, на серьезнейшие проблемы, они шли, они побеждали. И ни от одного я не слышала ни слез, ни жалоб: они все были нацелены на победу. В результате наша команда — лучшая в этом мире.

— Большой спорт с очень интенсивными физическими нагрузками далеко не всегда полезен для здоровья даже обычным спортсменам, как мы знаем. А паралимпийцы, даже если они выдерживают все эти нагрузки, не наносят ли вред своему здоровью?

— Вы знаете, каждый выбирает свою дорогу по жизни. Он считает, что должен это сделать, и он идет, и ему уже все равно. Я не могу раскрывать медицинские тайны, но я все время удивлялась, потому что в обычной жизни человек с теми же клиническими проявлениями лежал бы в больнице. А здесь человек идет и побеждает. Конечно, спорт высоких достижений не всегда полезен для здоровья. Но если у тебя есть сила воли, если ты понимаешь, для чего ты это делаешь, ты доказываешь всему миру, что для человека нет ограничений.

Один из паралимпийцев на вопрос про ограниченные возможности сказал: «Меня ограничивают только проемы ваших дверей».

И вот вам такой пример: врач мексиканской олимпийской сборной сам колясочник. Это к вопросу о том, является ли ограничение по здоровью ограничением по жизни. Для таких людей нет ограничений.

Конечно, не каждый человек способен стать паралимпийцем. Но я возглавляю такое удивительное учреждение, оно называется научно-практический центр детской психоневрологии, где проходят лечение дети с тяжелыми заболеваниями. И я уже пригласила наших паралимпийцев на встречу в наш центр, и мы будем говорить о силе духа, о том, что все можно преодолеть, чтобы наши дети видели паралимпийцев как пример возможности жить полноценной жизнью, несмотря на то что в твоей судьбе случилась какая-то трагедия.

— Как было организовано медицинское сопровождение Паралимпиады?

— В каждой сборной есть свой врач, который ведет наблюдения за спортсменами, и, если есть какие-то проблемы, они обращаются к нам. И по результатам бесед с врачами различных команд я знаю, что они были поражены оборудованием нашего консультативно-диагностического центра в горном кластере.

Практически все в один голос говорили, что такого оборудования на паралимпиадах не было.

У нас круглосуточно работают КТ, МРТ, ультразвуковая диагностика, травматологи, терапевты, неотложная помощь, у нас очень точная лаборатория. В общем, все, что возможно в амбулаторных условиях, работает в нашей поликлинике. А если нужно стационарное лечение, у нас есть две больницы, куда мы можем отправить пациентов.

— Что вы можете сказать о доступной среде, которая должна быть обеспечена в Сочи по условиям проведения Паралимпиады? Удалось ли ее создать? По мнению корреспондента «Газеты.Ru», который побывал в Сочи перед открытием, эта доступная среда работает в основном с помощью волонтеров. А каково ваше впечатление?

— Нам удалось побродить по Сочи один день, и я обратила внимание на то, что практически везде есть пандусы и подъемники и человек на коляске может везде проехать. Конечно, не все идеально, иногда пандусы очень крутые, иногда есть подъемники, но наши люди не умеют ими пользоваться. Наверное, есть такие места, где нужна помощь волонтеров. Но в центре города, когда мы гуляли с моей подругой-колясочницей, которая открывала Паралимпиаду, мы таких проблем не видели.

— А сможет ли Сочи стать модельным городом, дать толчок к появлению доступной среды в других городах?

— Я очень на это надеюсь. Если говорить о Москве, то в Москве сделано уже очень много. В других городах, конечно, еще нет доступной среды для людей с инвалидностью.

И я надеюсь, что то, что было сделано в Сочи, распространится на всю страну.

— Велика ли пропасть между триумфом наших паралимпийцев и тем, как живут обычные люди с инвалидностью в России?

— Это очень больной вопрос для меня, потому что я работаю с такими детьми. Я хочу сказать, что наше общество не особенно принимает людей с инвалидностью. И жизнь таких людей тяжела, и прежде всего психологически. Мы в своей клинике что делаем, чтобы была настоящая инклюзия: мы пригласили здоровых детей в нашу клинику, и они сделали концерт. И знаете, что интересно?

Когда ты не знаешь, ты боишься человека с инвалидностью или закрываешься от этой проблемы. А когда ты с ним знакомишься, у тебя меняется отношение.

После этого концерта я увидела слезы и на глазах наших ребят, и на глазах здоровых детей. Им захотелось дружить. Общество должно больше знать о жизни людей с инвалидностью, и больше понимать их проблемы, и больше открывать свое сердце навстречу этим людям, которым живется очень непросто.

Мне кажется, что у нас в стране должна быть серьезная программа, направленная на развитие паралимпийского спорта.

Это очень нужное движение, не только для людей с инвалидностью, но и для здоровых. Самое страшное, что мы становимся черствыми, наше милосердие уходит в прошлое, общество становится жестким. Люди с ограниченными возможностями по здоровью делают нас добрее, мы встаем с четверенек и становимся людьми. Поэтому если бы было принято решение о развитии паралимпийского спорта, это сделало бы еще сильнее нашу страну и наших людей.

— Не все могут стать паралимпийцами. Что нужно сделать для остальных?

— Я познакомилась с врачом-физиотерапевтом из Норвегии. И он рассказал, что в Норвегии человек вместе с группой инвалидности получает реабилитационную программу, где на первом месте стоит вид спорта, которым он может заниматься.

И государство делает все для того, чтобы он мог этим видом спорта заниматься. Мне кажется, это такой великолепный опыт, который должен быть внедрен и в нашей стране. Спорт — это очень важный стимул к жизни человека, это воспитание характера, силы духа, он дает и чувство самоуважения, и уважение общества. У нас недавно были соревнования по бегу, и наши дети с ДЦП соревновались с обычными детьми. Как поддерживали нас трибуны! Да, мы пришли последними, но это не важно. Это был замечательный день для всех. Наши дети были счастливы, что их поставили в одну линейку со здоровыми. Так что спорт — это еще и способ социализации.

Источник: http://www.gazeta.ru



There are no comments

Add yours

*