Михаил Кучуков полюбил Елену не с первого, не со второго и даже не с третьего взгляда. Он вообще никогда ее не видел. Но любовь-то есть! И даже есть ее продолжение – две дочки, восьмилетняя Вика и шестимесячная Катя. Их Михаил тоже никогда не видел. Вот уже почти 20 лет, как он лишился зрения. Но, несмотря на это, встретил свою единственную, и в этом году они отметят десятилетие знакомства.
Тридцать процентов на двоих
Уезжая из родного Кемерова на три года учиться в Томский медико-фармацевтический колледж на массажиста, Елена мечтала приобрести профессию, а вернулась оттуда еще и с мужем. Она тоже инвалид по зрению, но, в отличие от Михаила, все-таки видит одним глазом на 30 процентов. Так и разглядела своего суженого в первый же день приезда. Пришла устраиваться в общежитие и столкнулась с ним на пороге комнаты. Он выходил — она заходила, она увидела — он услышал, и этой минуты хватило, чтобы каждый понял: моё!
— Я с детства была в среде слабовидящих и полностью незрячих, но при этом общение с человеком с белой тростью стало непривычным и для меня, — рассказывает Лена. – Когда училась в специализированной школе, туда родители детей сами приводили, в стенах заведения они ориентировались хорошо, а за пределами школы меня окружали обычные люди, дружила я с ребятами из соседних домов. Проблему в том, что плохо вижу, я ощутила только тогда, когда встал вопрос выбора профессии.
Чем очаровал меня Миша? Да всем. Сердце сразу подсказало, что мой человек. А услышав, как он поет под гитару, окончательно влюбилась. Чтобы быть ближе, постоянно старалась помогать ему: сопровождала в магазин и другие места, просто на прогулки вместе ходили.
Михаила же «зацепил» Ленин голос:
— Когда я впервые его услышал, сразу почувствовал: плохая девушка так красиво говорить не может, — вспоминает он. — Мягкий, приятный, мелодичный… Мне захотелось услышать его снова. А когда через пару дней узнал, что заселили ее в ту же комнату, где я перед этим жил, да еще и спит она там на моей кровати, подумал, что это не случайное совпадение, а знак судьбы.
Трудности во имя любви
«Слепота детям не передастся?» – это был первый вопрос Михаила, который он задал врачам, когда сам перестал видеть. Слепым он очнулся после четырехдневной комы, в которую впал в результате несчастного случая. Тогда, в 1995-м, ему было всего 20 лет, и ни семьи, ни детей еще не намечалось. Но почему-то в голову пришел именно этот вопрос. Услышав в ответ уверенное: «Нет!» — парень облегченно вздохнул. Однако ему, победителю чемпионата Республики Алтай по борьбе самбо, два месяца назад вернувшемуся из армии, собиравшемуся поступать на мастера лесного хозяйства, предстояло заново
научиться жить.
…Первые лет пять еще теплилась надежда, что всё вернется на круги своя. Потом понял: нет, не вернется. В своей родной деревне на берегу Телецкого озера Михаил ни разу не видел слепого человека. Ему казалось, он один такой на свете. Раздражала постоянная опека близких, хотелось работать. Кто-то подсказал, что есть в ближайшем Горно-Алтайске общество слепых. Поездка туда и стала для молодого человека первым шагом в новую жизнь. Потом был центр реабилитации для слепых, где он осваивал азбуку Брайля, учился ходить с тростью и ориентироваться в пространстве. После выучился на пимоката. Но когда цех по производству валенок, где он работал, закрыли, Михаил опять оказался на распутье. Хорошо, кто-то рассказал про Томский медико-фармацевтический колледж. Он восстановил свои знания по биологии и литературе, которые требовались для поступления, и отправился туда.
Жизнь Елены, напротив, началась с полной слепоты. Как заключили врачи, виной стала инфекция и вирусное заболевание, которое ее мама перенесла еще во время первой беременности. Тогда родился мальчик, и только через полгода родители и доктора поняли, что малыш ничего не видит. Поставили диагноз: врожденная катаракта. Когда через два года на свет появилась девочка, сразу стали обращать внимание на глазки, и оказалось, что у нее та же проблема. И брата, и сестру прооперировали. В итоге у обоих один глаз не видит, на втором остаточное зрение.
А супруги Кучуковы сейчас оба считают: всё, что произошло, случилось во имя их любви.
— Я много думал, что было бы, не лишись я зрения. Может, это уберегло меня от чего-то более страшного в жизни, — говорит Михаил. — А сегодня у меня есть замечательная жена и две дочки, которых очень люблю. И это – счастье. Я их не видел, но знаю, что они красивые. В тот момент, когда понял, что уже навсегда останусь слепым, решил, что женюсь только на полностью незрячей девушке. Чтобы понимала, не стеснялась меня, а я от нее не зависел. Но встретил Лену, и с ней мне легко.
Конечно, и трудностей им пришлось преодолеть немало. Например, на работу Михаила готовы были взять с удовольствием, но встал вопрос: а как он будет вести документацию? Решение нашли: устроились вместе с женой. Массаж делают оба, но бумагами, отчетностью занимается только Лена. Даже сейчас, находясь дома в декретном отпуске. Зато Михаила очень ценят как специалиста. Если пациент раз попал к Кучукову на массаж, в следующий обязательно попросится к нему же.
Вопрос с работой решили достаточно быстро, а вот для получения ипотеки пришлось побегать три года: никто не хотел страховать жизнь инвалида первой группы, из-за этого банки не давали денег. Наконец, нашли вариант, и в прошлом году их мечта осуществилась.
Обычное счастье
В их небольшой однокомнатной квартире чисто и уютно.
— Порядок должен быть всегда, каждая вещь на своем месте, иначе Миша ничего не найдет, — объясняет Елена. – С детьми это, конечно, не всегда возможно. Сколько он Викулиных игрушек перетоптал! Но потом дочка стала быстро все убирать с дороги, как только видела, что папа идет.
Вике действительно пришлось столкнуться с такими вещами, о которых ее сверстникам заботиться не надо. Уже в пять лет научилась считать деньги и узнавать номера маршруток, потому что сама ходила с папой в магазин и ездила в парикмахерскую. Но и Михаил сам прекрасно может о дочках заботиться. Когда Лена десять дней лежала в роддоме с Катюшкой, он и Вику в школу водил, и есть готовил, в общем, со всем сам справлялся – бабушкина помощь ни разу не понадобилась. Теперь и с младшенькой посидеть может, и покормит ее, и искупает. Не всякий зрячий муж в таких делах помощник, а для Михаила забота о дочках – в радость. Катюшка же – копия папы, поэтому, вспоминая свои детские фотографии, он примерно представляет, какая она.
— Как незрячему человеку найти свою «вторую половину»? – интересуюсь у председателя Кемеровского общества слепых Марины Сергеевны Иноземцевой.
— Непросто, конечно – отвечает она. – Раньше много браков между членами нашего общества случалось, так тогда здесь и мероприятий больше проводилось: спортивные соревнования, вечера встреч, свой хор был, на турбазу все вместе выезжали… Поэтому и пары между своими складывались. Сейчас такой активности нет, и у молодежи нашей гораздо меньше возможностей для знакомства. Встречаются, как правило, во время учебы или в социально-реабилитационных центрах. Чаще получается, что один из пары совсем незрячий, второй с остаточным зрением, как у Елены с Михаилом, потому что двум полностью слепым людям по жизни идти непросто, особенно если помощи никакой нет. Проще тем, кто свою настоящую любовь среди зрячих встречает.
Ирина Шелковникова
Источник: Кузбас главное
Похожие статьи