Алекс – один из самых успешных и популярных гонщиков серии CART конца 90-х. За свою продолжительную карьеру ему удалось завоевать 2 чемпионских титула в одной из сильнейших американских серий того времени, вернуться в Формулу-1 после четырехлетнего перерыва и еще выиграть множество гонок в различных кузовных сериях. Но больше всего Дзанарди известен в мире автоспорта благодаря своей невероятной силе воли и преданности любимому делу – он вернулся в автогонки после страшнейшей аварии, в которой ему ампутировали обе ноги…
Жизнь будущего гонщика началась в Болонье 23 октября 1966 года. Впервые за руль транспортного средства, коим оказался карт, Алекс сел в 13 лет, что по нынешним меркам довольно поздно. В 1988-м Дзанарди дебютирует в итальянской Формуле 3, а через 2 года становится сильнейшим гонщиком серии. Благодаря высоким результатам, в 1991 году Алессандро получает долгожданное повышение и начинает выступать за юниорскую команду Бенеттона — Il Barone Rampante, которая в том сезоне дебютировала в младшей Формуле. В первом и единственном сезоне за Benetton Junior Дзанарди трижды поднимался на верхнюю ступень пьедестала, а в итоговой классификации занял второе место.
Талантливый гонщик не остался без внимания Формулы старшей и уже в конце 1991-го года Алекс проводит три гоночных уик-энда за команду Эдди Джордана. В следующем сезоне Дзанарди пришлось довольствоваться ролью резервного гонщика в Минарди, где участвовал в трех гран-при вместо травмированного Кристиана Фитипальди, но этого было явно недостаточно для амбициозного итальянца. В межсезонье Алекс тестировал Бенеттон, но тем не менее подписал контракт с более скромным Лотусом, в котором выступал наравне с более опытным Джонни Хербертом. В том же 1993-м Дзанарди набирает свои первые очки, точнее очко, – на гран-при Бразилии. Голодный до высоких результатов Алекс прогрессировал от старта к старту, но многочисленные сходы и проблемы с машиной не позволяли занимать высокие места, да еще вдобавок Дзанарди попал в страшнейшую аварию в Спа, после которой был вынужден пропустить остаток чемпионата и половину следующего.
Кто бы мог тогда представить себе, что эта авария станет не самой страшной в его карьере.. Вернувшись в Большой Цирк в середине следующего сезона, в руках Алекса была абсолютно неконкурентоспособный автомобиль, который к тому же еще и часто ломался. В результате в сезоне 94 в графе очки напротив фамилии Дзанарди красовался бублик.
Чувствуя, что в Формуле-1 не совсем все идет так, как хотелось бы, Алекс пробует себя в спортс-карах прежде чем принять решение о переезде в Америку – для участия в популярнейшей серии CART в команде Target, которой руководил Чип Гэннэси. Несмотря на скептицизм гоночного инженера команды Мо Нанна, 1996й, 97й, и 98й года стали самыми успешными в карьере Дзанарди. Всего Алекс побеждал в Америке 12 раз, каждый раз прокручивая после победы «жука»; именно Алессандро ввел моду на большое количество дыма после финиша.
Сэр Фрэнк Уильямс заполучил в 1999-м году самого сильного новичка Формулы-1. Эта сделка, казалось, была выгодна им обоим: сэр Фрэнк получал сильнейшего гонщика, а Алекс получал сильную машину и возможность доказать всему миру свои амбиции в сильнейшей гоночной серии мира. Но вновь не сложилось. Дзанарди показывал результаты гораздо слабее, чем брат великого чемпиона, а несколько серьезных ошибок только усилили слухи о том, что в команде его скоро заменят. К концу сезона Алекс так и не смог набрать ни одного очка. Этот сезон стал последним в его карьере гонщика Формулы-1, а то памятное 6е место в Бразилии и 1 очко – единственным.
Дзанарди собирался с мыслями весь 2000-й год,а в 2001-м решил совершить «камбэк» в CART. И это ему удалось. Контракт был подписан с тем самым Мо Нанном, который когда-то не верил в него. 15 сентября должен был состояться этап на автодроме в Лаузитце, но после памятных событий 11-го сентября до последнего момента было неизвестно состоится ли гонка или нет. И гонка состоялась. За 13 кругов до финиша безусловным лидером гонки был Алекс, в голове у него уже крутилась мысль, что «вот она! Победа!» после всех этих провальных гонок. Но после того как Дзанарди выехал из боксов, его машина потеряла управление и оказалась поперек трассы. Алекс Тальяни на скорости 190 миль в час не успел увернуться от неожиданно появившейся на трассе машины. Эта авария, пожалуй, одна из самых страшных в истории автоспорта – кокпит был разорван на две части и в первые секунды после аварии вообще с трудом верилось, что там мог остаться живой человек.
Благодаря оперативным действиям врачей, Дзанарди удалось спасти несмотря на огромную потерю крови, но обе ноги пришлось ампутировать выше колена, а сам Алекс окзался в коме. Боль после аварии была настолько сильной, что, по своим собственным словам, он не мог поднять голову от подушки, а все тело было в каких-то трубках и датчиках:«на мне было больше телеметрии, чем в машине Формулы-1». Узнав, что у него нет обеих ног, Дзанарди не впал в отчаяние и стал ценить жизнь лишь больше.
После длителньного курса реабилитации Алекс принимает невероятное решение – вернуться в автогонки, для чего ему были разработаны специальные протезы (размерчик ноги, кстати, был уменьшен с 44го до 36го). Для дебюта (как это не странно звучит) Дзанарди выбрал Чемпионат Европы по автогонкам в классе «Туринг» (ETCC) и в 2004-м году стал боевым пилотом. В следующем году Алессандро перешел в WTCC и одержал свою первую победу в гонках после страшной аварии в Лаузитце. В Лаузитц, кстати, Дзанарди позже вернулся , чтобы проехать те самы злосчастные 13 кругов. А в 2005-м Алекс вновь сел за руль машины Формулы-1, протестирорав BMW.
Алессандро Дзанарди о своем возвращении в автоспорт: « Когда я вернулся в гонки в Туринг многие люди говорили, что это всего лишь маркетинговый ход. Но все эти разговоры стихли после того, как я выиграл свою первую гонку (Германия, 2005)! Мои соперники сначала держались подальшего от моего заднего и переднего бампера и старались избегать столкновений со мной. Тогда я начал выгрывать и теперь отношение соперников изменилось – ведь я такой же гонщик на трассе, как и они.»
Когда его автомобиль проносится мимо трибун в Хокенхайме или Монце, Брно или Спа, люди говорят: «Это Алекс». Других слов не нужно. Равно как не важно, сколько очков на этот раз привезет своей команде гонщик. Алекс Занарди свои главные поединки уже выиграл. Наедине с собой.
На церемонии открытия, в августе 2000 года, комментаторы назвали это кольцо «самым безопасным в мире». Гоночная трасса EuroSpeedway, построенная в местечке Лаузиц, что в получасе езды от Дрездена, действительно была «самой» по многим показателям: 159 миллионов евро инвестиций; 3,2-километровый овал и 4,3-километровая трасса Гран-при; 120 тысяч зрительских мест. Максимально возможная скорость — 400 км/ч.
Первая трагедия произошла спустя восемь месяцев. 25 апреля 2001 года во время тестовых испытаний за рулем Audi нашел свою смерть Микеле Альборето, бывший гонщик «Формулы-1», последний раз выступавший за Minardi в 1994 году — в сезоне, когда погиб Айртон Сенна. Спустя несколько дней на том же кольце машина убила одного из распорядителей гонок. «Это аварии, увы, типичные для подобных автосостязаний, — сказал тогда один из топ-менеджеров «Лаузицринга» Ханс-Йорг Фишер. — Я не вижу в этом дурного знака».
А потом наступило 15 сентября. Миру тогда было не до автогонок. Еще в августе на «Хунгароринге» Шумахер в очередной скучный раз стал чемпионом. А 11 сентября пали башни-близнецы в Нью-Йорке, и «выездную сессию» американского чемпионата CART (Championship Auto Racing Teams), которая должна была состояться на «Лаузицринге», устроители посвятили памяти жертв террористов. За тринадцать кругов до финиша лидировавший в гонке Алекс Занарди остановился в боксах для смены резины. Выезжая с пит-лэйна, гонщик слишком резко начал ускорение на холодных покрышках — машину развернуло, и она встала поперек трассы. В ту же секунду в нее врезался болид Алекса Тальяни, несшийся со скоростью 320 км/ч. Автомобиль Занарди буквально разрезало надвое. Трудно было представить, что человек, находящийся в машине, мог остаться в живых. Вертолет доставил пилота в берлинскую клинику. Попади Занарди на операционный стол несколькими минутами позже, он был бы уже мертв от потери крови.
Авария произошла в повороте, названном GoodYear. Для Алекса этот год оказался самым страшным из всей его 34-летней жизни.
ЗАВТРАК ЧЕМПИОНА. На своем официальном сайте Алессандро Занарди дает о себе такую «объективку»: «родился 23 октября 1966 года в Болонье, сейчас живу в Монте-Карло. Рост 177 см, вес 70 кг. Увлекаюсь рыбалкой, плаванием и авиамоделизмом. В личном гараже у меня BMW M5, Honda NSX и Honda CRV». Все остальное — как бы между прочим. А остальное — это четыре десятка гонок в «Формуле-1» и сотни — в других чемпионатах, громкие спортивные титулы, страшные аварии и поражения, за которые его даже отчисляли из команд.
Началось все, разумеется, с карта, подаренного отцом. Эта «тачка с мотором» вывела в люди многих великих гонщиков. Занарди — не исключение: он становился чемпионом Италии по картингу два года подряд: в 1985 и 1986 годах. А на следующий год даже завоевал титул чемпиона Европы.
Когда 21-летний Алессандро перешел на следующую ступеньку профессионального автоспорта, у него не получилось практически ничего. В одном сезоне «Формулы-3» за ним было лишь 14-е место, а в следующем — 6-е. Злые языки говорят, что денег на гонки ему одолжил родитель другого спортсмена — Макса Паписа — с условием, что Алессандро не будет «бодаться с его сыном» на трассе и «поддавками» отработает полученные $30 тысяч. Все это, конечно, вранье. Что и подтвердил Занарди, завоевав в 1990 году звание вице-чемпиона Италии и Кубок Европы в Ле Мане. А когда Алессандро пересел за руль Reynard команды Il Barone Rampante «Формулы-3000», его успехи были замечены в конюшнях «Формулы-1».
«Королева автоспорта» оказалась неблагосклонной к итальянцу. Занарди кочевал из Jordan в Benetton, потом переходил в Lotus. Его звали «подменить» то Шумахера, то Хаккинена. Он попадал в «завалы», ломал «коробки», улетал с трассы во время дождя и завоевал за годы гонок в «Формуле-1» одно-единственное очко. Плюс ко всему — открытый и жизнерадостный характер Алессандро не всегда вписывался в холодный пафос самых престижных гонок мира. На пресс-конференции, предварявшей Гран-при Малайзии, ему задали вопрос: «Как вы готовились к этапу?» «Любил в сауне свою жену» — ответил Занарди.
Гонки, конечно, он тоже любил. «Главное для пилота — любовь к своему делу. Как только гонки станут для тебя всего лишь профессией, ты не сможешь ездить хорошо», — эти слова многие сочли непрофессионализмом. Но дело было в другом. Просто Занарди всегда был индивидуалистом и во время соревнований, по его признанию, упивался не скоростью, а сиюминутным одиночеством. Наверное, поэтому звездный час его карьеры наступил за океаном — в стране победившего эгоизма.
ВОТ ТАКИЕ ПОНЧИКИ. «Я сразу увидел, что парень чертовски хорош, — вспоминал впоследствии Чип Ганасси, владелец команды серии CART. — Мне хватило всего нескольких кругов, которые он прошел по треку за рулем IndyCar, чтобы это понять. Пообщавшись немного с Алексом, я неожиданно подумал: «А ведь он самый неитальянский гонщик из всех итальянцев, которых я видел! Умный, осмотрительный, спокойный. Алекс будет моим», — решил я тогда».
Он ошибся. Упрямый Занарди был только «своим». Мо Нанн, гоночный инженер в команде Ганасси, однажды бросил ему в сердцах: «Ты просто ананас!» — так в Америке называют людей твердолобых. Алекс не только не обиделся, а нарисовал этот колючий плод на своем гоночном шлеме.
Приехав в 1996 году в Америку, Занарди сразу же завоевал титул «Новичок года», заняв третье место в чемпионате серии CART. В 1997 и 1998 годах Занарди становился чемпионом, раз за разом потешая публику своим фирменным «донатсом». Donuts — американские пончики. После очередной победы Занарди рисовал их на асфальте колесами своей машины, нажав до упора газ и резко бросив сцепление. Правда, называл он эти круги по-итальянски — tondi.
Неудачная попытка еще одного выступления в «Формуле-1» — в сезоне 1999 года Алекс вместе с Ральфом Шумахером представлял цвета Williams — еще раз подтвердила, что «самые быстрые гонки мира», как иногда называют серию CART, — это как раз для него.
РЕКОНСТРУКЦИЯ. Спустя три дня после аварии врачи вывели Занарди из комы и сообщили страшную весть: гонщику пришлось ампутировать ноги: одну чуть выше, другую ниже колена.
Страшно подумать, но уже через несколько дней Алекс нашел в себе силы ответить на вопросы циничных журналистов Bild: «Я потерял обе ноги, но я выиграл жизнь! А это, согласитесь, немало. Поэтому в будущее я смотрю с оптимизмом. У меня будет новая жизнь, из которой я постараюсь выжать максимум возможного… Момента аварии я не помню, да и не хочу вспоминать, если честно. Это роковое стечение обстоятельств. Болид потерял управление, я пытался «поймать» его, но потом как-будто выключили телевизор. Первое, что я увидел, придя в себя, была моя жена Даниэла…»
Занарди делали операции каждые двое суток, извлекая из тела обломки машины. Потом его перевели в одну из клиник Болоньи, где врачи были просто потрясены мужеством пациента.
«Того, что осталось от моих ног, достаточно для стимулирования нервных и мускульных импульсов, необходимых для того, чтобы снова ходить…» — заявил Алекс.
Появление Алессандро Занарди на церемонии вручения «Золотого Шлема» 18 декабря 2001 года уже само по себе стало событием. Когда награду получил Михаэль Шумахер, он тут же преподнес трофей Алексу. Покачиваясь, итальянский гонщик приподнялся с инвалидной коляски. В это время на экране замелькали кадры самых выдающихся побед Занарди. Произошедшее было явной инсценировкой, на которые горазды устроители «Формулы-1», но зрители плакали совершенно искренне. Они знали, что пережил Занарди за те три месяца, что отделяли церемонию от страшного уик-энда на «Лаузицринге».
ЧЕРТОВА ДЮЖИНА. В одном из интервью 2002 года Алекс грустно похвастался: «Вот, купил себе новые кроссовки — первую после аварии пару обуви…» Однако все понимали, что для настоящего гонщика, каким является Занарди, научиться ходить — это далеко не все.
Старая итальянская пословица гласит: Col tempo la foglia di gelso diventa seta — «Время и терпение превращают тутовый лист в шелк». В мае 2003 года устроители гонок серии CART решили преподнести Алексу Занарди подарок в виде возможности проехать те самые 13 кругов, которые не успел проехать гонщик за двадцать месяцев до этого. Трасса — тот самый злополучный «Лаузицринг».
Надо было знать Занарди, чтобы почувствовать: он постарается проехать так, как он гонял здесь до аварии. Затаив дыхание, зрители наблюдали, как болид с номером 66, под которым выступал Алекс в 2001 году, выехал на трассу и промчался со скоростью, которая позволила бы ему квалифицироваться пятым, будь он официальным участником соревнований. Стотысячные трибуны разразились овациями. Немцы, многие из которых видели предыдущую трагическую гонку Занарди, кричали: Glueck auf, Alex! Именно счастья оставалось пожелать гонщику. Все остальное он берет у жизни сам.
ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ. «Как говорят у нас в Болонье, giuoco di mano, giuoco di villano — волю рукам дают только мужланы. Но у меня, как видите, теперь не слишком много выбора». Так комментировал Занарди работу конструкторов команды Ravaglia, модифицировавших для него автомобили.
Все началось с BMW 540i, повседневной машины Алекса, которую доставили в Падую для переделки. Инженер Роберто Тревисан, с которым Занарди сотрудничал еще во время гонок в «Формуле-3000», тогда пошутил: «Скоро будем готовить тебе машину для кольцевых гонок». Так оно и вышло.
Конструкторы Ravaglia перепробовали множество вариантов, пока не пришли к лучшему из них. Управление газом было вынесено на рулевое колесо, под левую руку. Сцепление же — в виде небольшого рычажка на рукоятку КПП, — под правую. Педаль тормоза сделали не подвесной, а напольной — именно так на нее удобнее жать протезом.
25 сентября прошлого года Алекс испытал автомобиль на трассе в Монце. «После аварии моей самой большой мечтой было снова посадить себе на плечи сына, Никколо. Благодаря врачам я смог это сделать. Моя вторая мечта осуществилась благодаря друзьям из Ravaglia Motorsport — я снова могу участвовать в гонках», — это признание может выбить слезу даже у людей с проволокой вместо нервов.
Сегодня Алессандро Занарди пилотирует специально подготовленный BMW 320i на престижных соревнованиях серии European Touring Car Championship. Его выступления пока нельзя назвать блестящими, но те, кто знает Занарди, уверены, что «ананас еще покажет класс».
ПРОСТО САНДРИНО. «Чудом избежав два года назад смерти, — признался Занарди, — я дал себе слово вернуться к нормальной жизни, а не влачить существование инвалида. Сейчас я могу ходить, плавать, кататься на лыжах, участвовать в гонках…»
Когда будете в Монако, то, если повезет, увидите не скучнейший из этапов «Формулы-1», а то, как Алессандро Занарди лихо выводит из гавани свою 58-футовую яхту Akuna Matata. А в родном для гонщика местечке Кастельмаджиоре соседи, которые по-прежнему называют мировую знаменитость Сандрино, расскажут вам рецепт его любимой пасты, тальятелле и ньокки. Он же итальянец и ананасы любит только на своем шлеме.
Похожие статьи