Что мешает людям с аутизмом самостоятельно жить и работать?

Люди с РАС (расстройством аутистического спектра) испытывают трудности с социализацией всю жизнь. Но если для детей существуют и действуют программы развития и обучения, то по после совершеннолетия человеку практически некуда пойти. Первая ступень — образование — создана и функционирует, второй — применения знаний — практически нет. Перед семьей встают серьезные проблемы: как теперь обеспечивать занятость, проживание и досуг, работу или дальнейшее обучение уже взрослого человека. С подобной инвалидностью не берут практически ни в какие учебные заведения кроме специализированных (которых очень мало), а работодатели не заинтересованы в таких сотрудниках.

Существующие модели занятости, трудоустройства и проживания людей с РАС не имеют на территории бывшего СССР широкого распространения. Чтобы эти модели стабильно фукнкционировали и распространялись, по мнению участников круглого стола, необходимы:

  1. Равные для всех условия закупки социальных услуг
  2. Объединенная информация для родителей, спонсоров и т. д.
  3. Общий ресурсный центр, где были бы подробно и профессионально описаны модели существования подобных программ и центров реабилитации
  4. Обязать чиновников трудоустраивать людей с инвалидностью
  5. Льготное налогообложение при трудоустройстве инвалидов и реализации товаров мастерских, где они производят продукцию
  6. Возможности повышения квалификации для социальных работников и преподавателей
  7. Помощь не только детям, но и их родителям
  8. Исполнения социальных гарантий
  9. Выставка достижений программ по занятости для ребят с РАС

В круглом столе принимали участие специалисты из разных регионов страны.

Ольга Волкова, замдиректора Государственного технологического колледжа №21 (Москва), отметила, что в России сделан первый шаг — есть государственные образовательные структуры (специальные колледжи), но нет следующего шага – где бы выпускник колледжа мог бы приложить свои знания. Р аботодатели не согласны брать на работу инвалидов без сопровождения, а специализированных программ и мастерских, где они могли бы работать самостоятельно, совсем мало.

В свою очередь делегат из Порховского района Псковской области заметил, что в их регионе с оздана негосударственная служба сопровождения, которая целенаправленно занимается детьми, достигшими совершеннолетия. Сейчас служба опекает 46 человек, из которых 15 ребят живут в пяти социальных квартирах, четверо живут в приемных семьях (хотя и не имеют такого статуса, так как все дети уже совершеннолетние). Остальные живут индивидуально, но также задействованы в программе сопровождения.

Служба старается по-максимуму использовать все возможности, которые есть вокруг. Например, в этом году устроили 10 человек в ПТУ учиться на повара (был недобор абитурентов). Учатся в ПТУ те ребята, которые живут в социальных квартирах и уже имеют некоторый опыт приготовления пищи.Один мальчик проявил инициативу и теперь учится в псковском училище сапожному делу и самостоятельно живет в общежитии с другими ребятами. А так же вступил в Единую Россию:).

В целом в селькой местности обеспечить занятость ребятам с инвалидностью проще: много полевых и хозяйственных работ. Еще один плюс сельской местности – есть свободные помещения. Например, Закрылась музыкальная школа и администрация продала здание после ремонта за 730 000 рублей. Закрываются и сельские школы, которые хорошо подходят для мастерских.

Элисо Рехвиашвили из Тбилиси рассказала, что недавно в центре грузинской столицы открылось социальное кафе, которое существует как форма занятости для ребят с ограниченными возможностями. Те, у кого более тяжелые формы инвалидности, работают на кухне, остальные — официантами в зале. У входа в кафе расположен стенд, на котором выставляются изделия для продажи.

Это кафе — прекрасная возможность реализации и трудоустройства для людей с инвалидность. Но надо помнить, что подобное начинание — это в том числе и бизнес-проект, который должен либо окупаться сам, либо существовать за счет дополнительных средств. Изначально у кафе были спонсоры, но через два года уже нужно будет самостоятельно выплачивать зарплату, хоть и небольшую. О самоокупаемости речь пока не идет, так что будущее проекта под вопросом.

Кстати, в отличии от России, в Грузии практически нет интернатов для детей с ограниченными возможностями (дети остаются в семьях), в результате чего не так остро стоит вопрос с проживанием взрослых людей и даже, частично, с занятостью. Существует всего два интерната для совсем тяжелых ребят, но даже там обеспечивают проживание и уход домашнего типа.

Анна Битова, ЦЛП (центр лечебной педагогики), уверена, что д ля таких детей «все должно продумываться заранее, еще в тот момент, когда они учатся в школе»: чем они будут заниматься дальше, где работать, как жить. Должны заранее рассчитываться и закладываться средства.

Особенно остро стоит вопрос с тяжелыми детьми – им нужен совершенно другой уровень сопровождения, другой режим, и при этом, конечно же, «не хочется превращать это в детский сад для взрослых». Но в колледжи не берут, а рабочих мест не создается. И получается, что все те необходимые навыки (такие как выйти из дома, спуститься по лестнице, проехать в транспорте и т.д.), которые так долго прививались и отрабатывались в школе и в ЦЛП, не только не развиваются, но даже и не сохраняются, поскольку человек постоянно сидит дома. Выручают специальные клубы, где ребята собираются хотя бы раз в 2 недели.

Участник из Нижнего Новгорода поделился опытом работы производственно -интеграционных мастерских. Они существуют с 1999 года и являются в первую очередь не моделью трудоустройства, а моделью занятости. Мастерские существуют на государственные деньги. Есть производственные и непроизводственные мастерские. В них заняты выпускники школ 8 вида с инвалидностью и РАС, а также выпускники ЦЛП. Те, кто могут трудиться, занимаются деревообработкой, растениеводством и т. д. К сожалению, часто для работы в производственных отделах необходимы сопровождающие, но на это не хватает денег.

Также нижегородцы пытаются наладить сопровождаемое проживание. Этим уже занимается общественная организация, которая взяла в аренду две пятикомнатные квартиры, организовала сопровождение и договорилась с местной администрацией о заработной плате социальных работников. В оборудовании квартир, где живет 10 человек, принимают участие родители и спонсоры. Правда, социальные работники не могут работать все необходимое время – не только днем, но и в вечернее и ночное время, так как не дают ставок, а такое сопровождение необходимо.

При центре социально-трудовой адаптации (Санкт-Петербург) 10 лет назад открылись мастерские, в которых работают люди с инвалидностью, достигшие совершеннолетия. Сейчас самому старшему 45 лет, но ограничений по возрасту нет. В мастерских существуют рабочие и нерабочие группы в столярной, швейной, ткацкой мастерской и на кухне. Комитет по труду создал места и получил субсидии на создание рабочих мест для инвалидов. Сейчас ребят трудоустраивают через различные программы и платят заработную плату. Помещение находится в социальной аренде и нужно оплачивать только коммунальные услуги. Преподаватели, которые работают в мастерских, обладают в том числе и навыками работы с инвалидами.

Организация для детей-инвалидов «Свет» (Владимирская область) у же 18 лет занимается проблемами сопровождаемого проживания и трудоустройства. Основная программа, по которой работает центр, — «Школа жизни». Она предназначена для обучения самостоятельности. Есть дневная форма, когда учащиеся проводят на занятиях по 4-8 часов в день, двухдневная форма и месячная программа — учебная квартира для проживания. В прошлом году была приобретена постоянная квартира на личные средства шести семей и деньги фонда. Трудоустроено пока что только 2 молодых человека в рамках партнерства с комитетом по делам молодежи. Остальные не трудоустроены официально, но заняты в мастерских и в благоустройстве территории.

Модель трудоустройства внутри психоневрологического интерната (Оренбург) существует целиком на негосударственные деньги внутри. В общей сложности она охватывает 100 человек с самой тяжелой инвалидностью. Существуют разные мастерские – столярная, полиграфическая и т. д. Всего около 30-40 рабочих мест – ремонтная бригада, вахта, уборщики, несколько ставок санитаров. Часть денег выплачивается как субсидия. Благодаря программе некоторые ребята работают за пределами ПНИ – в столярной мастерской и санитарами в больнице.

 



There are no comments

Add yours

*