Дети-инвалиды в обычных школах: деление на «свой-чужой»

Наконец-то нашел в интернете и пересмотрел фильм Тофика Шахвердиева «О любви». Небольшую документальную ленту, она длится всего минут 25. Автор фильма просто дает зрителю послушать рассказы и беседы первоклашек между собой о своем богатом амурном опыте.

Например, девчушка серьезно говорит друзьям, загибая пальчики:

— Я маме сказала: мам, кого лучше выбрать – Кирилла, Андрея, Ваньку, Женьку или кого? У меня много их было. Мальчиков десять…

Или на чьем-то Дне рождения уединились двое мальчиков, у них идет такой мужской разговор:
— Так, значит, ты Наташу любишь?
— Да-а.
— Ну, и как она?
— Ой, атас!
— Собираешься мне уступить?
— Вряд ли.
— Я с ней и дружу, и люблю ее.
— А у меня одна проблема: я ее только люблю.

Один из мальчиков, Женя, с тяжелой инвалидностью, он не может ходить. Но какое это имеет значение? Ведь голова у него работает отлично, и он – опасный конкурент в борьбе за девичьи симпатии.

«Все привыкли к Жене. Для одноклассников он — обычный ученик, с которым можно и посекретничать, и попросить помочь разобраться с трудной задачкой.«

На уроках учительница подводит его к доске, чтобы он писал на ней как все. Он уже сам придумывает задачи по арифметике того уровня сложности, который положен этим детям по программе. И никого в классе это не удивляет.

Все привыкли к Жене. Для одноклассников он — обычный ученик, с которым можно и посекретничать, и попросить помочь разобраться с трудной задачкой.

В этом, мне кажется, и состоит смысл совместного обучения здоровых ребят и детей с проблемами здоровья, чтобы как можно раньше исчезли в их головках психологические барьеры, пресловутое деление на «свой-чужой».

В одном классе с Женей учится девочка, у которой нет рук от рождения. Она его тезка, так причудливо распорядилась судьба.

Женечка все делает ногами. В школе пишет за специально сделанной для нее низкой партой. Дома она своими ножками вышивает, работает на компьютере, с их помощью ест, умывается.

Мальчишки-одноклассники ее, конечно, тоже не обходят вниманием в своих коротких монологах о любви на камеру. Но Женечке нравится мальчик постарше, из 3-го класса. А с ними она только учится и играет на перемене.

«Отличаюсь глазами»

В фильме показана жизнь одного из первых классов московской школы №379 в начале «нулевых» годов. Тогда только-только дети-инвалиды начали массово учиться очно в обычных школах. А школы стали, наконец, приспосабливать под потребности таких учеников. Правда, совместное обучение внедряется у нас до сих пор с большим трудом. Видимо, в головах у некоторых взрослых, причем очень ответственных, это разделение на «свой-чужой».

Камера Тофика Шахвердиева внимательно наблюдает за началом этого нового по тем временам для нас явления под названием «инклюзивный класс». За буднями и совместными праздниками ребят. Режиссер не дает никаких комментариев. С экрана звучат лишь восторженные слова детей о своем первом светлом чувстве. И удивляешься, как они похожи в столь нежном возрасте своей открытостью миру, независимо от состояния здоровья и прочих «мелочей» жизни.

Они готовы в этом возрасте любить весь мир. Готовы и к тому, чтобы мир любил их и принимал такими, какие они есть.

И раньше, конечно, дети-инвалиды обучались в обычных школах. Но происходило это как-то спонтанно. В основном, благодаря упорству родителей и подвижничеству учителей.

«Если бы фильм «О любви» наше ТВ показывало чаще, лучше перед началом учебного года, мыслей о подобных дискуссиях и не возникало бы. «

Я, например, по документам все 10 школьных лет был «надомником», хотя стал посещать занятия с пятого класса. Других граф в талмудах чиновников для детей-инвалидов 40 лет назад не было. На том, чтобы мама и папа водили меня на занятия, настояли именно учителя, приходившие ко мне домой до этого.

Моей знакомой с ДЦП, инвалиду второй группы, повезло больше. Ее еще при оформлении в первый класс заметил директор школы и взял под свою опеку. Он просто спросил девочку: «Ты хочешь учиться вместе с ребятами?». Та, разумеется, ответила: «Хочу».

И 10 лет до любимой школы она ездила две остановки на трамвае, сначала с родителями, затем одна. В классе она быстро нашла общий язык со всеми. Мальчишки на первых порах защищали ее на переменах от задир и насмешников. До сих пор она перезванивается с некоторыми школьными подругами, хотя прошло уже лет 30 с их выпускного бала.

Нам со знакомой очная учеба в школе кроме знаний подарила еще возможность по-новому взглянуть на себя, понять истинные взаимосвязи в обществе. Школьные годы приучили нас не пасовать перед трудностями, не делить все на белое и черное, находить понимание и помощь в любой ситуации. То же самое мне говорили и другие ребята с инвалидностью, которым удалось посещать школу в те годы.

Фильм Тофика Шахвердиева «О любви» вышел на экраны 10 лет назад. Тогда же поглядел его по какому-то из ТВ-каналов, глубокой ночью да еще с обилием рекламы. Сейчас пересмотрел эту картину в интернете совершенно по-новому, не торопясь и ни на что не отвлекаясь. Увидел в ней множество нюансов, полутонов, которых не заметил при первом просмотре.

Скоро первое сентября. В СМИ, как обычно, разгорятся бурно-никчемные дискуссии о необходимости совместного обучения ребят с инвалидностью со здоровыми детьми. Взрослые дяди и тети начнут вдруг выстраивать разные теории на данную тему, требовать увеличения расходов на переоборудование школ и выпуск спецлитературы. Недели через две-три наши трибуны перейдут к более актуальным темам. Дети-инвалиды и их непосредственные педагоги по-прежнему останутся один на один со своими проблемами.

Думаю, если бы фильм «О любви» наше ТВ показывало чаще, лучше перед началом учебного года, мыслей о подобных дискуссиях и не возникало бы. Ведь все начинается не с выпуска методичек и строительства пандусов, а с любви к ближнему, менее сильному, с желания подарить ему побольше радости. Дать человеку шанс стать вровень с тобой.»

Почти в финале режиссер спросил Женечку, героиню фильма:

— Скажи, а ты чем-то отличаешься от других девочек?

Девочка ненадолго задумалась, потом серьезно ответила:

— Я думаю, что, кажется, отличаюсь… Глазами… У кого синие, у кого серые…

И пусть как можно скорее только такое деление будет между нами. Чем больше людей поверит в него, тем быстрее это время придет.

Источник: http://www.bbc.co.uk/russian/



There is 1 comment

Add yours
  1. Наталья

    Очень правильный фильм и мысль правильная показать его перед началом учебного года, и то что в департаментах и министерствах эту тему "мусолят" не зная сути вопроса тоже верно. Чиновники хотя бы один раз спустились в народ и пообщались с родителями особых деток, вот тогда может быть и была бы какая то польза для детей и учителей. Мы учимся второй год в гимназии г.Пермь, дочь с диагнозом ДЦП, самостоятельно не передвигается в школу водим все по очереди кто свободен и дедушка и бабушка и папа с мамой. На сегодняшний день главная проблема так и осталась с прошлого века, это узаконить наше пребывание в школе по документам мы надомники, дочь водим в школу каждый день (социализация должна быть), но в силу заболевания часто болеем и только в этом случае нам требуется учитель на дому, т.к. Болеем часто и подолгу. Но у нас в мин образовании считают иначе или ты надомник и учишься дома или ты ка все, но тогда в чем суть инклюзивного образования?


Post a new comment

*