Сергей Александров – популярный свадебный фотограф в Санкт-Петербурге, год назад стал одним из сильнейших спортсменов-горнолыжников России. Тот, кто не знает всех обстоятельств его жизни, возможно, скажет, что парню везёт. Но… в 2009 году он упал во время восхождения на Эльбрус: открытый перелом обеих ног, ампутация…
– Сергей, Вы настолько интересный человек, что хочется узнать о Вас как можно больше. Вы ведь по специальности – учитель географии, работали с детьми по программе развития личности.
Для чего Вы это делали? Вам хотелось дать детям новые, специальные знания?
С.А.: Изначально, по образованию, я учитель. После школы я поступил в РГПУ им. Герцена по специальности учитель географии. С 2000 по 2006 гг. работал педагогом дополнительного образования в отделе туризма ДДЮТ Центрального района. На базе центра детского туризма была организована федеральная экспериментальная образовательная площадка по развитию личности подростка. Это была огромная программа. Нас работало 20 педагогов. Чтобы дать детям что-то новое, научить быть самостоятельной личностью, приходилось самому постоянно учиться, постигать новое. Вы не представляете, сколько я тогда новых профессий освоил! Это было интересно, но занимало огромное количество времени. Я проработал с детьми пять лет официально, потом ещё пять лет неофициально.
А фотография? Как она появилась в Вашей жизни?
С.А.: По роду своих занятий туризмом я всегда фотографировал в походах. И увлёкся фотографией не на шутку. В 2006 году ушёл полностью в фотографию. Как оказалось, за это ещё и деньги платят! Одна московская крупная рекламная компания в Питере набирала команду новых сотрудников. Я подал заявку, и мои фотографии были замечены, меня взяли. Вот так я стал профессиональным фотографом.
Интересно! Всё как будто само собой у Вас получалось… Ну, а альпинизм?
С.А.: Как и все подростки, я любил ходить в походы вместе со своими друзьями. Постепенно эти походы переросли в увлечение туризмом. С 1997 г. начал принимать участие в многочисленных соревнованиях по спортивному туризму. Затем это переросло в занятия экстремальным лыжным туризмом и альпинизмом высокой категории сложности. В 2009 г. наша группа готовилась к путешествию на Памир, планировали взять 3 семитысячника в одном походе.
Мы совершали тренировочное восхождение на Эльбрус. Я поскользнулся, упал… Во время падения получил множественные переломы, обе ноги обморозились. Была ампутация обеих ног на уровне верхних третей голеней. (Сергей лучезарно улыбается). Так у меня не стало ног. Лежу в больнице, в реанимации и чувствую – «ВСЁ ХОРОШО! Жизнь светла и радостна». Хотя всё болело. Приходили знакомые, друзья. У них были у всех такие лица трагичные… Вот, мол, лежит молодой парень, калека на всю оставшуюся жизнь. Как минимум, ему надо десять лет на реабилитацию. А я был безумно рад их видеть, ко мне столько людей разом пришло! И если бы не было этой ситуации, я бы не увидел сразу столько хороших людей, не пообщался бы с ними, не поговорил. Как будто весь мир ко мне развернулся светлой своей стороной! Ко мне очереди выстраивались.
Как Ваши родители восприняли травму?
С.А.: У меня на тот период времени осталась только одна бабуля. Она у меня уникальный человек, сейчас ей уже 82 года. Она и сейчас очень живая, энергичная, всё успевает, сама себя полностью обеспечивает, ещё и мне, и моей семье умудряется помогать. Я очень волновался за неё тогда. Как она всё переживёт? Как бы не повлияло на сердце. Мои друзья заботились о ней, поддерживали.
Кто, кроме бабушки, для Вас важен в этой жизни?
С.А.: (Улыбается) Моя семья: жена и маленькая дочка, ей четыре месяца. С моей будущей женой мы были немного знакомы до травмы (в библиотеке познакомились). Когда я был в больнице, весь парализованный, Полина пришла ко мне и так и осталась со мной. С тех пор мы не расстаёмся. Мне очень посчастливилось встретиться с таким человеком. Она меня понимает, чувствует, поддерживает. Полина знает, что для меня необходимо, важно. И я всегда думаю о ней. Мне очень хочется, чтобы мы были вместе всю жизнь. Насколько это возможно.
Сергей, чтобы заниматься таким видом спорта, как альпинизм, надо быть хорошо подготовленным физически. Вы, наверное, с самого детства спортом занимались?
С.А.: В далёком детстве, до восьмого класса, я постоянно болел. Стал заниматься с друзьями бегом и ощутил такой прилив сил, энергии! С тех пор бег вошёл в мою жизнь и стал с ней неразрывным. Спорт – неиссякаемый источник здоровья и жизненных сил. Я фотограф и часто снимаю свадьбы. Самый распространённый тост на свадьбе – это пожелание здоровья. Так вот я уверен, на себе проверил, что если ты тренируешься, занимаешься спортом, то ты будешь здоров. Занятия спортом – это прямой путь к приобретению энергии. Это настолько просто: чем больше тренируешься – тем ты здоровее. 99% здоровья зависит только от самого человека. Вы знаете, в своё время меня поразил академик Амосов, кардиохирург. В 45 лет у него был обнаружен порок сердца, несовместимый с жизнью. Как кардиохирург, он понимал опасность данного диагноза. Он начал тренироваться, увеличивать физические нагрузки. Так он избавился от этого заболевания. Амосов дожил до 92-х лет, причём, он оперировал до 84 лет. Академик научно обосновал, что увеличение физических нагрузок не может повредить, а только помогает оздоровиться. Это так просто.
Сергей, если это так просто, почему же столько людей страдают от разных болезней, умирают от заболеваний, бесконечно лечатся? Такое впечатление складывается, что люди живут в спячке. Что нужно сделать, чтобы люди пробудились?
С.А.: (после нескольких минут молчания) Я не знаю, что нужно сделать, чтобы изменить мир, людей… Я не знаю, почему столько умных, талантливых людей живут и не знают такой простой аксиомы… или не хотят знать. Я просыпаюсь каждое утро, и каждое утро у меня начинается с улыбки… Я подхожу к кроватке дочурки, вижу её глазки, её улыбку, которую она дарит мне, своему папе. И всё. Мир прекрасен. И знаешь, что день у тебя пройдёт замечательно, потому что на земле тебя один человечек очень любит. Не за что-то, а просто так дарит тебе свою любовь…
Я очень люблю Гоголя, это мой любимый писатель. Особенно мне нравятся «Мёртвые души». Гоголь сказал, что самое страшное в человеке – это банальная пошлость. Люди, которые больны пошлостью, потеряли ориентир в жизни, они растворяются в мелочах. Человек живёт в болоте, люди перестали понимать, что – главное в жизни, что – не главное. Гоголь – мистик, он говорил, что если перестанешь видеть прекрасное, начинаешь думать, как решить мелкие бытовые мелочи, и всё – ты потерялся. В нашем человеческом мире есть такая хрень, которой больны все люди – это деньги. Неважно, сколько ты зарабатываешь, миллион или сто рублей. Суть одна и та же. Вот Плюшкин. Он всё тащит под себя, всё ему жалко. Через человека, через его мир проходит всё самое страшное, тёмное. И, как мне кажется, проблема не в том, занимается человек спортом или нет. Вся проблема в том, что человек не видит моральные, вековые ценности. По улицам ходят люди с пустыми глазами. Они просто идут куда-то, на работу, по каким-либо делам… Сами не понимают, не знают, у них нет цели… Люди не умеют сами стремиться к чему-либо… Не понимают, ради чего живут … Утром встают и не понимают, зачем вставать, если никто тебе утром не улыбается…
А Вы понимаете, ради чего Вы живёте?
С.А.: Треть своей прожитой жизни я провёл в лесу, в горах, в природе. Когда находишься в природе, то перед тобой выстраивается вся иерархия человеческих ценностей, там ты как бы приходишь в себя и начинаешь понимать, что – главное, ценное, что – второстепенное. И тогда можно поменять что-то в жизни, и окружающий мир тоже меняется.
Вы умеете менять окружающий мир?
С.А.: Я, конечно, не сказал бы так прямолинейно, но я знаю, что наш мир, на самом, деле не материален. Я это чувствую. Я не могу передать это словами, как это происходит, но это точно есть, точно существует. У меня получается вести постоянный диалог.
Как это примерно происходит, можете рассказать?
С.А.: Как происходит диалог… Это почти всегда непрямой ответ, хотя иногда бывают чудесные исключения, и всё будто на заказ. Например, мне как горнолыжнику нужны огромные деньги на снаряжение (заработать самостоятельно на семью – не проблема! Я хороший фотограф). Но на спорт нужны миллионы… самому пока не под силу, однако чудесным образом находятся люди и средства. И только что у меня не было ничего, а оборачиваюсь – я высоко в горах на лучших склонах, в лучшем снаряжении, рядом с лучшими тренерами…
А что главное в этом мире?
С.А.: Мммм… Есть такая история, притча, она мне очень нравится.
Энштейн, находясь на приёме у Бога, спрашивает:
– Как устроен мир?
Бог берёт мел и начинает писать математические формулы на доске.
Энштейн внимательно смотрит и говорит:
– Уважаемый Бог! У Вас в третьей строчке – ошибка.
Бог посмотрел на него и отвечает:
– Я знаю.
– Но почему же тогда Вы её допускаете? Почему не поправите?
– Потому что тогда исчезнет чудо.
Я считаю, что главное в этой жизни – ошибка, чудо. Чудесная ошибка. Вот взять, например, цветок. Его можно разложить на составные части: стебель, листья, корни, лепестки, листья и т. д. Набор молекул, клеток, хромосом и т.д. Всё можно расписать формулами. А он красивый. Очень. И это – ошибка. Это не поддаётся никакому объяснению. Человек – тоже набор клеток, атомов, ДНК… Каждый человек имеет свой набор атомов, своих клеток определённых, у кого-то больше там марганца, у кого-то калия. У каждого своё. Но каждый человек прекрасен. Он живой. И это ошибка. И она прекрасна.
Вы – профессиональный фотограф, увлеклись горнолыжным спортом, будучи уже без ног, на протезах. Как это началось?
– Ранее, до травмы, я ходил в автономные походы на лыжах. Конечно, там техника другая. Но я владел лыжами, и они меня притягивали. Меня первоначально вдохновил бегун Оскар Писториус. И я подумал, почему бы и мне не попробовать заняться спортом серьёзно, как он. Два года назад я встал на горные лыжи, просто решил прокатиться с друзьями. И всё… Меня это захватило. Но я понимал, что для горнолыжного спорта нужны специальные протезы. Ведь когда проходишь поворот, то давление только на одну ногу до 200 кг! Я стал узнавать, где добыть такое техническое чудо. И нашёл. В Москве есть компания по производству таких вот сверхпрочных протезов, она известна. Я обратился в компанию, и они мне сделали протезы. Бесплатно. Затем я познакомился с федерацией горнолыжного спорта. Сказали, поехали на сборы, на тренировки. Вот так я стал заниматься. Хотя ранее я не соприкасался с горными лыжами.
Это же очень сложный вид спорта и опасный! А Вы ещё и на протезах!
– Да, это сложно. Но меня это просто сводит с ума. Мне даже по ночам снится, как я прохожу повороты, отрабатываю их. Хотя всю зиму тренировался, совсем недавно закончил тренироваться на лыжах, а мне уже снится, как я на скорости прохожу виражи. Скорость! Виражи! Дух захватывает! Меня ещё на старте охватывают какие-то необъяснимые огромные силы. На поворотах эти силы концентрируются. Движения все, как в танце, все совершенны. Эти ощущения – просто сумасшествие. Когда проедешь хотя бы раз один спуск, то такие ощущения, как будто я неделю в горах ходил. Скорость развивается до 100 км в час. За собой чувствуешь какой-то космос, хотя спуск длится всего полторы минуты.
Сергей, такой вид спорта требует серьёзного финансирования. Как Вы решаете этот вопрос?
С.А.: За один горнолыжный сезон спортсмен тратит миллионы! Вокруг спортсмена целая индустрия! Тонны дорогого снаряжения, постоянные сборы, соревнования, люди… Финансирование выдёргиваем от города, от спонсоров, это и свои деньги, и помощь людей. Вот сейчас нам помогает чемпион мира по горным лыжам среди ветеранов. Он серьёзный бизнесмен, большой человек, но приезжает, помогает – одно его присутствие делает меня чемпионом. Он ездил с нами в Сочи на чемпионат России, без него было бы невозможно пробиться на призовое место. Невероятный человек!
Много ли времени занимает увлечение данным видом спорта?
С.А.: Очень много. Я поставил перед собой цель стать серьёзным спортсменом. И это требует серьёзного подхода. Горнолыжный сезон длится десять месяцев в году. Всё это время я должен быть в спортивной форме, постоянно тренироваться, ездить на сборы, соревнования. В России горные лыжи не развиваются, нет хороших трасс для тренировок, лыжных баз. Приходится постоянно выезжать за границу. А это опять разлука с семьёй. Моя семья – я её очень люблю! И дороже её у меня нет никого на свете. Я мечтаю, чтобы я смог соединить и семью, и спорт. Я ещё не представляю, как это сделать, не вижу. Но мне очень хочется этого.
Как быстро у Вас развивается спортивная карьера?
С.А.: Впервые в своей жизни я встал на горные лыжи два года назад. За эти прошедшие два года я стал третьим в России. Причём, наша параолимпийская российская сборная – одна из самых сильных в мире. И войти в десятку сильнейших спортсменов – для меня это уже большой успех. Причём, на обоих протезах выступаю только я один.
Вы будете выступать на параолимпиаде в Сочи?
С.А.: Я сделал всё возможное, чтобы быть там. Чтобы быть на олимпиаде, нужно: 1 ступень – попасть в состав национальной сборной; 2 ступень – выступать на международных рейтинговых соревнованиях, на чемпионатах Европы, мира. А теперь посмотрим, как обстоятельства сложатся дальше.
Сезон лыжного спорта закончился, чем Вы планируете сейчас заниматься?
С.А.: Я сейчас занимаюсь тренировками, бегом, ОФП. Бегаю на стадионе по полтора-два часа. ОФП составляет 80% успеха в спорте. Поэтому работа продолжается. Потом, я ещё и фотограф. У меня много планов на лето, съездить в разные места, снимать. Это мой единственный источник заработка, летом работаю, чтобы зимой заниматься только лыжами. Тем более, у меня четырёхмесячная дочка, нужно постараться всё сделать, чтобы жена и дочка ни в чём не нуждались.
Каким Вы видите будущее своей дочурки?
С.А.: Главное, чтобы она была счастлива, нашла себя в этой жизни. Умела радоваться жизни, солнцу, видела красоту, любовалась солнцем. И, конечно, я обязательно поставлю её на лыжи. Будет она спортсменом или не будет, это она уже потом сама выберет. Но шанс дать ей почувствовать скорость, энергетику спуска, горы – я постараюсь предоставить.
Желаю Вам успехов, Сергей! Спасибо за интервью.
Источник: http://www.epochtimes.ru/content/view/74520/54/
Похожие статьи