Я родился 3 июня 1953 в столице Киргизской ССР Фрунзе (ныне Бишкек).
Мама — Суворова Мария Тихоновна (12 марта 1924 — 4 февраля 1997) — имела среднее электротехническое образование, тридцать шесть лет проработала на энергоучастке Фрунзенского отделения железной дороги.
Отец — Суворов Василий Ильич (6 января 1923 — 12 декабря 1981) — был милиционером (на пенсию вышел в звании старшины).
В трехмесячном возрасте меня отдали в ясли, в трехлетнем — в детский сад.
На четвёртом году жизни обнаружилось резкое падение зрения (почти полная слепота). Поэтому в 1960 году поступил во Фрунзенскую школу слепых.
В 1962 году упал слух (причины слепоглухоты остались неясными).
13 сентября 1964 года меня привезли в Загорский детский дом для слепоглухонемых детей.
9 февраля 1971 года вместе с тремя другими воспитанниками загорского детдома я был переведён в Москву, в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей Научно–Исследовательского Института дефектологии Академии Педагогических наук СССР. Нас перевели туда для подготовки к обучению в университете.
В сентябре 1971 года я начал учиться на факультете философии МГУ им. М.В.Ломоносова, в качестве стажёра. Но зимнюю сессию сдавал уже на факультете психологии, так как на философском факультете принять у меня экзамены отказались. В летнюю сессию 1972 года сдавал одновременно экзамены за первый курс и вступительные, и полноправным студентом факультета психологии стал со второго курса. Причина всех этих сложностей — моя собственная тогдашняя инфантильность: в припадке абсолютной честности стремился формально закончить среднюю школу, хотя нас готовы были принять (и приняли) в МГУ вне конкурса без аттестата зрелости, ориентируясь на наш фактический уровень интеллектуального развития (наше обучение в МГУ было экспериментальным, и многие формальности поэтому можно было обойти с разрешения МинВУЗа).
Эксперимент стал возможен благодаря человечному энтузиазму корифеев тогдашнего человекознания доктора психологических наук Александра Ивановича Мещерякова (16 декабря 1923 — 30 октября 1974), доктора философских наук Эвальда Васильевича Ильенкова (18 февраля 1924 — 21 марта 1979), академика Алексея Николаевича Леонтьева и их друзей. Этих трёх людей, особенно Э. В. Ильенкова, я считаю своими духовными родителями.
В 1976 году я стал кандидатом, а в 1977 году — членом КПСС. С момента развала КПСС больше ни в каких политических организациях не состою. Считаю себя не беспартийным, а внепартийным, — сам себе партия в том смысле, что на первом месте — моя собственная совесть, а не корпоративная.
В 1977 году я закончил факультет психологии МГУ и был принят на работу в должности младшего научного сотрудника в лабораторию теоретических проблем психологии деятельности НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (НИИОПП АПН СССР; теперь — Психологический институт Российской академии образования, ПИ РАО). Лабораторией заведовал друг Э. В. Ильенкова, будущий академик Феликс Трофимович Михайлов (12 апреля 1930 — 23 февраля 2006). Он был моим научным руководителем вплоть до защиты мною кандидатской диссертации.
С 22 марта 1981 года начал регулярно приезжать на неделю–две в свой родной детский дом для работы с детьми. Детдом стал первой моей экспериментальной площадкой.
В июле 1987 года впервые в жизни побывал в обычном пионерском лагере («Салют» в Лужском районе Ленинградской области). Ездил с целью проверить возможности адаптации слепоглухого педагога среди зрячеслышащих ребят. Адаптация моя прошла настолько успешно, что меня пригласили в этот лагерь на следующий год уже с загорскими ребятами. В августе 1988 года состоялась первая поездка четырёх слепоглухих ребят в «Салют». Так начался период в моей психолого–педагогической деятельности, который я сразу назвал совместно–педагогическим, потому что содержанием моей работы стала организация общения детей–инвалидов (первоначально слепоглухих) с относительно здоровыми детьми. Своеобразным же итогом загорского периода работы с детьми стал фильм «Прикосновение», снятый режиссёром Альгисом Арлаускасом в 1986 году и с февраля 1988 года время от времени транслировавшийся по Центральному телевидению.
19 мая 1991 года Саскуаханский университет (штат Пенсильвания, США) присвоил мне звание почётного международного доктора гуманитарных наук.
К этому времени моя совместно–педагогическая работа уже стала частью всероссийского движения Детского милосердия, научным консультантом и/или руководителем нескольких участвующих в нём организаций (особенно Регионального общественного объединения инвалидов «Детский орден милосердия» — РООИ ДОМ) я стал официально через несколько лет.
30 мая 1993 года меня посвятили в Рыцари Свердловского областного детского ордена милосердия, ставшего одной из главных моих экспериментальных площадок.
31 мая 1994 года защитил кандидатскую диссертацию на тему «Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты».
С июня 1994 года (в лагере «Орлёнок») начал преподавать в школах актива Детского ордена милосердия (дальше вёл эту работу в Свердловской области и Подмосковье). Эти школы по моей, тогда ещё не вышедшей, но в отдельных главах известной в Ордене книге стали называться «Школами взаимной человечности».
7 января 1995 года комитет «Дети России» наградил меня медалью «Орден милосердия, так как я оказался одним из двенадцати победителей всероссийского конкурса «Добрая дюжина», впервые проводившегося в 1994 году. Я горжусь тем, что попал в первую дюжину людей, признанных ребятами самыми добрыми в России.
С конца января 1995 года я стал одним из пользователей Республиканского центра компьютерных технологий Всероссийского общества слепых (генеральный директор — С. Н. Ваньшин). Освоение компьютера с тактильным дисплеем произвело революцию в моём научном и литературном творчестве, сделав возможной защиту докторской диссертации меньше чем через два года после защиты кандидатской. В Центре для меня был создан режим наибольшего благоприятствования, в частности, льготный доступ к компьютеру, за что я особо благодарен Сергею Николаевичу Ваньшину. Центр и позже безотказно выручал меня с ремонтом компьютерной техники, установленной у меня дома.
В августе 1995 года в издательстве университета Российской академии образования вышла в свет моя первая книга «Школа взаимной человечности».
21 мая 1996 года защитил докторскую диссертацию на тему «Человечность как фактор саморазвития личности», стал доктором психологических наук.
С сентября 1996 года в течение нескольких лет преподавал слабослышащим студентам факультета дефектологии Московского Государственного Педагогического Университета спецкурс по совместной педагогике, основным содержанием которого стала моя докторская диссертация. В мае 2001 года в издательстве Университета Российской академии образования вышел в свет мой лекционный курс «Совместная педагогика», первым черновым вариантом которого был тот спецкурс для слабослышащих.
19 октября 1996 года в останкинском телецентре мне подарили специальный компьютер для слепых «David–486» (класса «ноутбук») и компьютерную приставку «INKA» к любому обычному компьютеру. Этот подарок мне сделал генеральный директор корпорации «Эдванс» Николай Николаевич Никитенко с «подачи» ведущего телепрограммы «Сделай шаг» Михаила Юрьевича Кожухова. Я получил возможность работать на компьютере дома, что резко повысило интенсивность моего научного и литературного творчества.
В декабре 1996 года по приглашению ректора Университета Российской академии образования, академика Бориса Михайловича Бим–Бада, моего старого друга и учителя с 1975 года, я перешёл на основную работу в УРАО, на должность доцента кафедры педагогической антропологии. В Психологическом институте РАО остался на полставки старшего научного сотрудника в группе психологии общения, развития и социореабилитации личности, руководимой академиком Алексеем Александровичем Бодалёвым.
Этой группе, членом которой я стал фактически с декабря 1993 года, я благодарен особо: именно она в полном составе самоотверженно помогла мне в обеих моих защитах. Эта группа стала моим первым настоящим творческим научным коллективом, где я впервые почувствовал себя по–настоящему вовлечённым в общую работу. Впоследствии эту группу возглавила доктор психологических наук Наталья Львовна Карпова.
В конце 1996 года в издательстве Всероссийского общества слепых «Логос» вышла моя книга «Слепоглухой в мире зрячеслышащих».
1 июня 1997 года Международная ассоциация детских фондов наградила меня за работу с детьми почётной золотой медалью имени Льва Толстого.
В июне 1997 года в издательстве УРАО вышла книга «Достоинство (лирико–психологическое самоисследование)». Книга написана на основе моих стихов о слепоглухоте; на основе других стихов предполагалось написать продолжение, но замысел с годами трансформировался, и в апреле 2003 года я составил собрание своих стихотворений «Достоинство в склепе». Этот том стихов издать пока не удалось, а на моём личном сайте он обновлялся уже несколько раз. На основе «Достоинства в склепе» начата работа над книгой «Водяная землеройка, или человеческое достоинство наощупь» — по замыслу, философским, психологическим, педагогическим, художественным итогом моей жизни.
В январе 1998 года в том же издательстве вышел сборник моих статей «Экспериментальная философия».
Так же вышел сборник моих работ «Разведчик на трудной планете: страницы из дневника» (Екатеринбург, объединение «Дворец молодёжи», 1998; в 4–х выпусках).
С 1 октября 1999 года меня перевели на должность исполняющего обязанности профессора кафедры педагогической антропологии УРАО. В конце 2004 года я стал профессором этой кафедры, переименованной к тому времени в кафедру педагогики.
С 11 октября 1999 года — действительный член Международной академии информатизации при ООН.
9 апреля 2000 года русско–американский проект «Гармония» (Project Harmony) подключил меня в порядке гранта к электронной почте. Это событие оказалось началом нового этапа в моей деятельности, связи с миром резко расширились, я получил возможность участвовать в электронных рассылках, публиковаться в сетевых изданиях, особенно — с октября 2001 — в электронном журнале «Вопросы интернет–образования» (позже — альманах «Вопросы информатизации образования»). Мне стали присылать электронные версии центральных газет и журналов, а так же книг.
4 мая 2000 года проект «Гармония» зарегистрировал мой личный сайт, о чём я получил по электронной почте соответствующее уведомление. Из–за особенностей программного обеспечения моего тактильного дисплея непосредственно добраться до собственного сайта я не мог, и за его обслуживание в июне взялся мой друг Сергей Платанов, а с января 2004 года мой сайт ведёт Николай Андреевич Суворов. Гостевая книга сайта связана с моим домашним электронным адресом, и через сайт время от времени на меня выходят незнакомые люди, некоторые из которых становятся моими друзьями.
Благодаря выходу в Интернет стало возможно (с сентября 2001 года) моё тесное сотрудничество с замечательным педагогом Юрием Михайловичем Устиновым и его детской организацией «Тропа — Солнечная Сторона». С некоторыми своими ребятами Устинов сразу связал меня по электронной почте, а летом 2002 и 2003 года я смог принять участие в горной экологической экспедиции «Тропа». Мальчик, благодаря человечному подвигу которого стало возможно моё появление в горах — Олег Игоревич Гуров — стал моим названным сыном. Я принял посильное участие в его судьбе, пригласил в Школу взаимной человечности, помог поступить в университет, а с 18 по 23 октября 2006 года он сопровождал меня в поездке в Испанию, в город Сантьяго де Компостелла, на конференцию «Ограниченные сенсорные возможности в XXI веке».
29 марта 2002 года по представлению РООИ ДОМ я был награждён почётным юбилейным знаком Союза пионерских организаций — Федерации детских организаций (СПО — ФДО).
5 декабря 2002 года я был награждён памятной медалью, посвящённой международному году добровольцев, учреждённому Генеральной Ассамблеей ООН.
6 апреля 2004 года в связи с девяностолетним юбилеем Психологического института РАО награждён медалью I степени имени Г. И. Челпанова.
18 августа 2006 года мне предложили подписать уведомление о том, что в связи с упразднением кафедры педагогики УРАО подпадаю под сокращение. Я тут же разослал сообщение об этом своим друзьям, вызвав шквал протестов, вплоть до звонка депутата госдумы Олега Николаевича Смолина новому ректору УРАО Михаилу Николаевичу Берулаве. В результате мне предложили остаться в должности профессора на вновь созданной факультетской кафедре педагогики в УРАО, но я, опасаясь повторения попытки уволить, счёл более надёжным для себя перейти на основную работу в Московский городской психолого–педагогический университет, а в УРАО согласился остаться на полставки профессора, соблазнившись обещанием выпустить там мою книгу.
Похожие статьи