Двое глухих застряли на Обском море и чудом избежали смерти — в Новосибирске таких людей 10 процентов, и жизнь их для большинства покрыта тайной
В этот раз ребятам с ограниченным слухом, можно сказать, повезло. Нашелся человек, который догадался, как можно помочь. Увы, но на сегодняшний момент понять, как люди с ограниченным слухом сами могут связаться со спасательными службами, не удалось. В пресс-службе МЧС по НСО подтвердили, что разработка системы обработки СМС-сообщений ведется и уже скоро будет доступна при обращении на номер 112 с мобильных телефонов. Ведет специальные разработки помощи людям с ограниченными возможностями и фонд спасателей.
История с застрявшими зимой на льду рыбаками обычна. И те, кто вроде бы имеет слух, порой не слышат предупреждений МЧС. «В этом году снега много, в отличие от прошлого, — рассказал Дмитрий Панькин, администратор сайта FishingSib (на этот ресурс стекается масса информации от рыбаков, в том числе и о происшествиях на льду). — Люди утром приезжают на Обское море, днем поднимается ветер, проторенные дороги заметает, и рыбаки начинают дружно развлекаться с лопатами и таскать друг друга на тросах. В Боровом, например, местные жители даже на тракторе дежурят. Подрабатывают. Да и МЧС выезжает на помощь регулярно».
Трудности, с которыми сталкиваются люди с ограниченным слухом, не заканчиваются на вопросах связи и коммуникации. В Новосибирске, например, нет ни одного кинотеатра, где бы регулярно показывали фильмы с субтитрами на русском языке, рассказала учитель начальных классов коррекционной школы № 37 Галина Колокольцева: «Когда мы идем в кино, то учителя садятся так, чтобы дети их видели, и «переводят» им кино при помощи языка жестов. Так же и в театре, только перед спектаклями мы читаем эти пьесы или сказки, чтобы детям было понятно». Неплохо, по мнению Галины Колокольцевой, обстоит дело на железной дороге. Там хватает информационных табло, и глухонемые дети активно пользуются электричками. В муниципальном транспорте есть «бегущие строки» с указанием остановок, а вот на самих остановках далеко не всегда есть описание маршрутов.
Люди с ограниченным слухом в России составляют около 10 % от всего числа населения, в Новосибирске примерно столько же, рассказала и.о. заместителя директора по учебной работе Института социальной реабилитации НГТУ (ИСР НГТУ) Елена Траулько.
Проблемы у них такие же, как и у всех остальных: получить образование, найти хорошую работу. В стране сейчас только 6 вузов, у которых есть специальные программы обучения людей с ограниченным слухом. Четыре в Москве, один во Владимире и один в Новосибирске. Едут в Новосибирск учиться в ИСР НГТУ, по словам Елены Траулько, со всей России.
Высшее образование в Новосибирске глухие люди могут получить по специальностям «информатика и вычислительная техника» и «социальная работа». Еще около десятка специальностей ИСР НГТУ предлагает людям получить в своем колледже. Они могут стать модельерами, художниками, преподавателями адаптивной физкультуры и т.д.
«Язык жестов совсем недавно стал государственным. Каждый из людей с ограниченным слухом имеет право 10 часов в неделю бесплатно пользоваться услугами сурдопереводчика, если ему, например, необходимо решить вопросы в учреждениях государственной власти. Сурдопереводчики востребованы. У нас в институте есть лаборатория сурдоперевода, и все лекции в вузе читаются с ним», — рассказала Елена Траулько.
И школьный учитель, и преподаватель вуза сходятся во мнении, что новосибирцы не готовы к встрече на улице с глухонемым человеком.
Галина Колокольцева настороженность объясняет просто: «Они выражают эмоции по-другому. Там, где другой человек может закричать, им приходится жестикулировать и использовать мимику. Представьте, что рядом с вами люди машут руками и строят гримасы, — конечно, вы отойдете в сторону».
Большая часть общества глуха по отношению к людям с ограниченными возможностями. Проблема в том, считает Елена Траулько, что много десятилетий глухие жили в замкнутом мире. Учились в спецшколах, вращались в своем мире. Только два-три года как в России заговорили об инклюзивном образовании для инвалидов. Это то, что, например, в Европе уже давно обыденность. А выучить язык жестов не так уж и сложно, говорит Галина Колокольцева. Когда она пришла в школу, то за один день освоила дактиль — язык жестов, обозначающих буквы, — а уже через неделю понимала, о чем говорят ее дети.
Сергей Стюард
Фото thinkstockphotos.com
Почему русские продолжают называть нас "глухоНЕМЫМИ"?? На Западе это слово уже считается оскорбительным и больше не употребляется. Мы просто "глухие" или "слабослыщащие" или "люди с проблемами слуха". А насчет общения во время ЧП и подобных случаев, почему бы спасателям и работникам милиции, пожарной безопасности, т.д. не учить хотя бы дактильную речь (показывать по буквам) — это не сложно выучить буквы алфавита? И также нанимать сурдопереводчиков для таких случаев?
«Они выражают эмоции по-другому. Там, где другой человек может закричать, им приходится жестикулировать и использовать мимику. Представьте, что рядом с вами люди машут руками и строят гримасы, — конечно, вы отойдете в сторону».
Глухие могут кричать не хуже людей с нормальным слухом. И не все пользуются жестовой речью — есть много людей с проблемами слуха, которые хорошо говорят, но им труднее понимать других даже по губам, чем пользоваться устной речью. У них не голос сломан, а уши.