Любопытные взгляды на людей на колясках, страх и даже агрессия со стороны тех, у кого нет инвалидности, не сказать чтобы нормальны, но вполне естественны. Врач-психотерапевт, наш колумнист Анна Зарембо – о том, чем объясняется такая реакция окружающих и как на нее реагировать.
Когда мне было лет пять, мама взяла меня с собой на работу. Она преподавала в институте. И пока мама беседовала с коллегами, я бегала по кафедре. И вот в преподавательскую вошел доцент Д. – человек карликового роста с красивой седой головой и заметным горбом. Я разглядывала его во все глаза, а потом подбежала к маме и громко спросила: «Мама, а что это у дяди на спине?» Бедная мама покраснела как помидор и шепотом сказала: «Ну как тебе не стыдно?»
Д., конечно, прекрасно все слышал, засмеялся и успокоил маму: «Ничего страшного, Полина, ребенку же любопытно. Вряд ли она раньше видела горбатых карликов. Ну разве что в кино». Я до сих пор помню его веселое лицо и спокойный хорошо поставленный голос лектора без тени обиды.
У Д. была целая жизнь, чтобы научиться относиться к любопытству окружающих со спокойной доброжелательностью и пониманием. Ведь, к сожалению, людям с инвалидностью часто приходится сталкиваться с неприятной реакцией на свой вид – и это со стороны взрослых, а не детей: любопытным разглядыванием, нарочитым безразличием и даже агрессией. Это происходит вовсе не от того, что люди в массе своей злы и невоспитанны. Причины совсем другие.
Основной инстинкт
Первая причина — это страх. Чаще всего неосознанный и древний страх болезни и беспомощности. «Это не имеет ко мне никакого отношения! Не дай бог мне стать таким же! Чур меня, чур!» Это разновидность «магического мышления», свойственного большинству подростков и многим не слишком образованным или не склонным к самоанализу людям. «Если я чего-то не вижу, этого не существует». Поэтому лучше отвести взгляд, не смотреть, не дотрагиваться, не быть в этом пространстве.
Вторая — как ни странно, стыд. Стыд и беспомощность здорового перед больным. Здоровый ничего не может поделать с тем, что у него две руки, две ноги, острое зрение и, вообще все до омерзения в порядке. И ему кажется, что он ничем не может помочь тому, кого природа, авария или болезнь лишили элементарных вещей, о которых большинство из нас и не задумывается, пока не встречает того, кому ежедневно приходится без этого обходиться.
Третья причина, вызывающая чаще всего агрессию и тоже связанная с древними инстинктами — восприятие инвалида как обузы, «лишнего рта», отбирающего кусок хлеба у здоровых. Да, животные часто убивают калек и детенышей, родившихся с какими-то пороками. Так поступали и в Древней Спарте. Уже много веков здоровая часть общества, если говорить о западных цивилизациях, вполне в состоянии прокормить слабых, больных и престарелых, однако презрение и даже агрессия к людям с инвалидностью сохраняются.
Испытание большинством
Помогает ли понимание причин? Довольно часто действительно помогает. Мысль о том, что все эти эмоции не направлены лично на нас, может принести неожиданное облегчение. Можно попробовать принять как закон природы тот факт, что на инвалидов окружающие реагируют иначе.
Иногда помогает придумать «домашнюю заготовку», чтобы преодолеть первые ощущения страха и стыда у собеседника, возникающие при знакомстве. Это может помочь почувствовать контроль над ситуацией «по праву сильного». Возможно, эта мысль покажется вам странной, но человек «с особенностями» в этой ситуации действительно сильнее. Он уже давно с собой живет и привык взаимодействовать и со своими, и с чужими эмоциями по этому поводу. Такая «смена ролей» может отлично сработать в данной ситуации.
И, наконец, самое главное это относиться к возможной возникающей неловкости с легкостью. Впрочем, это правило универсально и подходит практически для любой ситуации. Не переживайте!
P.S. От редакции. Кроме психологических, есть еще и социологические причины. Людям свойственно бояться непохожести. Мы объединяемся по какому-то признаку, который есть у всех нас. На основе этого создаем общество. И вторжение любого человека, на нас непохожего, мы всегда воспринимаем агрессивно: он угрожает целостности нашей общности. Эта реакция нормальна.
Американский социолог Ирвинг Гоффман назвал такой «постыдный» в глазах общества отличительный признак стигмой. Он писал, что нельзя приучить человечество не замечать эту стигму, не отталкивать ее подсознательно. Но можно справляться с ее восприятием, дополнять его новыми красками.
Иными словами, нельзя вбить в головы, что человек с инвалидностью – такой же, как все. Но можно дать понять, что он не враждебен. И переломить эту враждебность, как верно замечает наш эксперт, может только сам человек с инвалидностью.
Уважаемая Анна, я все недоумеваю: почему тогда, именно наши люди, даже за границей, ведут себя так дико, при виде "видной" инвалидности? Значит, есть какие-то особые причины неприятия инвалидов россиянами? Могу пример привести, но думаю, Вы сами их достаточно знаете. И наверное, осмыслили как-то.
Анна — мне не приятно слышать Ваши сравнивания инвалидов как "больных" со "здоровыми". Вы же психолог и должны понимать, как эти слова оскорбляют инвалидов — ими уже не рекомендуют пользоваться на Западе. Инвалиды не больные, и у многих здоровье, как у быка.
Согласна с Ириной, что русские ведут себя дико, когда видят инвалидов. У русских ксенофобия — они даже негативно реагируют на черных и вообще людей, не похожих на них.
Странно. Лично я испытываю стыд, да , стыд — здесь все верно. Но более того, первое и главное возникающее чувство — жалость. А второе — это боязнь обидеть профвлением этой жалости. Почему-то психолог об этом не говорит….Мне кажется, эти чувства к инвалидам знакомы всем…
Хорошая статья . Все верно!