Инвалид детства челябинка Людмила Овчинникова через собственные стихи преодолевает физические недуги.
Однажды приятельница дала почитать тоненькую книжку стихов «Златовласка». Автор – тогда неизвестная мне челябинская поэтесса Людмила Овчинникова. Стихи понравились своей искренностью, простотой, насыщенностью, светом и теплотой. Потом я узнала, что Людмила – инвалид детства, церебральный паралич. Но в стихах – ни капли горечи и, казалось бы, неизбежных в ее положении жалоб на судьбу, лишь легкая грусть. А еще – необыкновенная жажда жизни и море любви.
«Беспомощность ног и рук,
И только душа крылата:
Телесный презрев недуг,
Мечтает, летит куда-то.
Летит, о любви поет –
Лишь с нею жизнь многогранна.
Любовью одной живет,
Поет ее неустанно».
Пастернак говорил, что для познавания жизни необязательно ехать далеко, достаточно выглянуть за окно своей дачи и, что главное, – не просто смотреть, а уметь видеть. Умение видеть делает стихи Людмилы такими привлекательными.
Не только «Златовласка»
«Личный опыт духовного преодоления физических недугов в стихах становится реальной помощью тем, кто устал, ослаб, отчаялся, изверился в своей надежде. Музыка стихов Людмилы Овчинниковой не стремится к изысканности, изощренности – она, скорее, естественна и незатейлива. В этом есть своя прелесть, легкость дыхания, свобода речи, так ценимая в поэзии. В ее стихах отражено любование миром, жизнью, друзьями, любимыми, природой – отражено чисто, без надрыва и искажений, с неожиданными взлетами на космическую высоту взгляда и плавными нисхождениями в лиственные кроны, полные птичьего пения, в травы, цветы, ручьи» – это отзыв на творчество Л. Овчинниковой челябинской поэтессы Нины Ягодинцевой.
У Людмилы кроме «Златовласки» есть сборники «Нежности два крыла», «Четыре солнца», буклет «Березовый сквозняк». Около 40 песен и романсов написано на ее стихи. В 2008 году вышел сборник «Душа Лариса», в нынешнем – первый ее сборник стихов для детей «Яблочный гром».
Стихи, раскрашенные карандашами
Школу Людмила посещала всего год. На занятиях с ней сидели то мама Мария Михайловна, то няня. Потом пришлось учиться дома: у мамы было много домашних забот, в семье трое детей, Людмила – младшая. С приходящей учительницей Люда закончила четыре класса. Читать начала достаточно поздно, много вслух читала мама – педагог по образованию. Людмила постоянно слушала радио: в то время было много интересных литературных передач.
Учебный процесс прерывался из-за постоянных поездок на лечение. В санатории в Евпатории Людмила познакомилась с девушкой из Ленинграда, которая писала стихи, публиковалась в «Пионерской правде». И ей тоже захотелось попробовать.
— Мой отец Игорь Николаевич был адвокатом, – рассказывает Людмила. – Когда я начала писать стихи, он с гордостью их всем показывал. Приносил на работу, печатал на машинке и каждую строфу обводил разными цветными карандашами. Визуально необыкновенно радужными получались мои детские опусы. В результате папина коллега показала их детской писательнице Лидии Преображенской. Она возглавляла литературное объединение «Алые паруса» при Дворце пионеров. Она пришла ко мне познакомиться и потом ходила все время. Когда я начала писать стихи, почувствовала, что надо обязательно, несмотря ни на что, продолжать учиться. По радио раньше была передача «Ровесники». Я туда написала, рассказала о себе. Из «Ровесников» прислали письмо в Челябинское облоно, облоно, в свою очередь, в гороно, а гороно – в районо. Таким сложным путем оно попало в школу. В результате ко мне начали ходить педагоги, помогали одноклассницы. Так закончила восемь классов, позднее и вечернюю школу, получила аттестат. Мне предлагали поступать в пединститут на филологический факультет, но продолжать еще больше загружать родственников своими проблемами не хотелось.
Друзья познакомили Людмилу с магнитогорской поэтессой Ниной Кондратковской, она стала в их доме частой гостьей. Когда приезжала, они с Людмилой много работали над ее стихами.
«Созвучье слов, созвучье красок!
Созвучье мыслей, чувств и рук.
Созвучье музыки. Прекрасен
Да будет творческий наш круг!»
«Лилия» и «Подснежник»
Идея создать общество людей с ограниченными возможностями принадлежит поэту Олегу Смирнову. Оно называлось «Лилия». В рамках общества организовалось литературное объединение «Созвучие». Им руководила Нина Ягодинцева. Людмила считает, что «она – наша современная Цветаева». На встречах они читали и разбирали стихи друг друга, слушали лекции по теории и практике стихосложения. Благодаря О. Смирнову издавались коллективные сборники членов объединения. После ухода Ягодинцевой объединением стал руководить Андрей Середа. Со сменой руководителя изменилось и название союза: он стал «Подснежником». Они собирались у Людмилы в доме, ее большом родовом гнезде, в поселке Некрасова, через дорогу от областной больницы. Еще они приезжали в библиотеку имени Татьяничевой на северо-западе. На встречи Середа приглашал артистов, художников, музыкантов, детей из музыкальных школ. Но «Подснежник» прекратил свое существование.
— Объединение не существует уже восьмой год, – говорит Людмила Овчинникова. – Я стосковалась по нашим занятиям. Столько приходило разных людей! Мы обсуждали интересные темы, читали стихи, устраивали по праздникам веселые застолья. Сейчас мне жить сложнее: друзья разъехались или занимаются семьями, кого-то уже нет в живых, судьба разбросала, развела.
«Мне надо помочь верить»
— У меня был друг, шофер-дальнобойщик, очень любил свою работу, так романтично о ней рассказывал, – вспоминает Людмила. – Но однажды на вечеринке в драке его выбросили с третьего этажа. В результате перелом позвоночника, инвалидная коляска. Он сломался на моих глазах, начал пить, говорил: «У меня было все: работа, любимая женщина, деньги, я был сильный. А что я сейчас?». Трагедии в жизни случаются часто, но многие люди не могут адаптироваться, свыкнуться с постигшим их несчастьем. Для них свет померк, им кажется, что никакого будущего быть уже не может. Но ведь случается, что вдруг происходит какое-то неожиданное событие, например, человек влюбляется, появляется цель, направление, в котором надо идти, и это все в жизни меняет. Но этого момента надо долго ждать и, главное, верить. А он не выдержал. Проходил реабилитацию, не помогло. На почве выпивок у него появились мысли о самоубийстве. Перед смертью он мне позвонил. Я потом написала стихотворение «Последний звонок», которое посвятила ему. Мало ли что произошло, но ведь тебе оставлена жизнь, надо этим пользоваться, как бы тебе ни было трудно. Мне тоже бывает невыносимо тяжело. Но если тебе дано жить – держись, даже если будет очень больно. Я верю, что потом все равно придет что-то светлое и боль уйдет.
«Тому, кто в беде растерян,
Кто крылья готов сложить,
Мне надо помочь поверить,
Что стоит на свете жить».
…и вдруг встречаешься
— Это может кому-то показаться смешным, глупым. Но я люблю людей, люблю любить, – говорит Людмила. – Иногда кажется, что какая-то глыба свалилась на плечи. Но какая бы безответная ни была любовь, и ты с этим человеком вроде бы совсем простился, и никогда не думаешь его больше увидеть, и сразу после разлуки долгие-долгие минуты тебе очень тяжело. И вдруг встречаешься – это такая радость, это непередаваемо, это надо испытать.
Я это переживала в жизни три раза. Третья любовь живет далеко, другой такой больше не будет. Это огромное счастье увидеться, пусть редко, это дает силы смотреть в небо, радоваться листочкам, цветочкам, каждому новому дню. Это не каждому дано. «В пытке ожиданья жить – прекрасно,/ Если эта пытка есть любовь». В этом плане я считаю себя счастливым человеком.
Прогулки с «Элечкой»
Раньше для прогулок Людмиле обязательно нужен был провожатый. Теперь она сама путешествует по поселку в новой электрической коляске, которую любовно называет «Элечка». Правда, не без неприятных приключений. Однажды ее ограбили, забрали два кольца, подаренных родителями. Но похитителя достаточно быстро нашли.
По возможности бывшие «подснежники» до сих пор встречаются, ездят друг к другу в гости, созваниваются. А Людмила верит, что появится заинтересованный человек, который захочет и сможет возродить творческий союз этих так любящих жизнь людей.
Источник: http://mediazavod.ru/articles/74142#prettyPhoto
Похожие статьи