Конец декабря — традиционное время для подведения итогов года. Каким этот год был для них лично и для всей страны, мы попросили рассказать священнослужителей, общественных деятелей, деятелей культуры и искусства. Своей оценкой этого промежутка времени делится Владимир Крупенников — депутат Государственной Думы, член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связям, ведущий телепрограммы «Фактор жизни»ТВ-Центр.
Владимир — инвалид I группы, колясочник, но это не мешает ему профессионально заниматься несколькими видами спорта, экстремальным туризмом и прыгать с парашютом.
Главным итогом 2012 года я считаю то, что в этом году российское законодательство начало коренным образом перестраивается по отношению к инвалидам.
Международную конвенцию ООН по правам инвалидов Дума ратифицировала 25 апреля 2012 года, 3 мая ее подписал президент. Россия присоединилась к конвенции в 2008 году. Все это время, почти четыре года, шла подготовительная работа по ратификации конвенции. Теперь в соответствии с конвенцией постепенно изменяется все наше законодательство, чтобы можно было выполнять положения конвенции на практике.
Сейчас идет работа над внесением изменений в отдельные законы. Недавно в первом чтении были приняты поправки в Воздушный Кодекс, приняты поправки, касающиеся жестового языка, внесены на рассмотрение поправки в Жилищный Кодекс, касающиеся приспособлений, облегчающих доступность объектов инфраструктуры для инвалидов.
Воздушный кодекс и мы
Все эти поправки — жизненно необходимы. Поправки к Воздушному Кодексу мы готовили полтора года, но о том, насколько они необходимы, мне довелось узнать на собственном опыте.
10 октября группа инвалидов 34 человека, среди которых было 8 колясочников, в том числе и я, должна была лететь в Германию на международную конференцию по проблемам инвалидов. В результате из колясочников улетели только двое. Шести инвалидам и их сопровождающим было отказано в перелете.
Авиакомпания предложила, чтобы летели только сопровождающие, а мы остались. Они аргументировали это внутренними инструкциями о том, якобы командир экипажа имеет право принять решение, ограничивающее количество инвалидов на борту если он считает, что их присутствие нарушает безопасность полета. Четверо из нас были хрупкими 20- летними девушками, совершенно непонятно чем их присутствие на борту повредило бы безопасности. А командир экипажа к нам даже не вышел. Осадок остался очень неприятный в прессе много писали об этом случае. Эта ситуация подтвердила актуальность поправок к закону.
Так что ратификация конвенции ООН — это не теория, а практика нашей жизни. Это глобальный процесс, который затрагивает все области жизни инвалидов, начиная с дошкольного образования, заканчивая доступностью транспорта. Это касается и воспитания толерантного отношения общества, и трудоустройства инвалидов, и соблюдения их прав.
Что нам нужно?
Главная цель конвенции — не допустить дискриминации людей по признаку инвалидности. Нельзя человеку отказать в приеме в учебное заведение, потому что он инвалид, отказать ему в перевозке на транспорте. Нельзя, чтобы человек жил в условиях, когда он не может свободно передвигаться, а его жилище не оборудовано соответствующим образом. Все государственные учреждения и здания должны быть оснащены оборудованием для беспрепятственного доступа инвалидов.
Метро у нас для инвалидов практически не приспособлено за исключением новых станций. Я внес предложение о том, чтобы персонал на станциях должен быть обучен тому, чтобы помочь инвалиду. Кому-то из уже существующего персонажа должно вменяться в обязанность, если он видит человека на коляске помочь ему спуститься по эскалатору и сесть в поезд. Для этого не нужны новые законы, достаточно внести соответствующие изменения в должностные инструкции.
Информационные услуги инвалидам должны также предоставляться в полном объеме. В СМИ должна присутствовать социальная реклама. У нас много глупой и навязчивой рекламы, а полезной — мало. Например, парковки для инвалидов почему-то все время заняты посторонними машинами. Вот — готовый объект для социальной рекламы. Неплохо, чтобы люди задумывались о тех, кому живется сложнее, чем им.
Нужны специальные передачи на телевидении. Вот уже пять лет я веду программу «Фактор жизни» на ТВ-Центре. Это — единственная программа об инвалидах у нас в стране, которая выходит на известном канале. Мы получаем мешки писем и море электронной корреспонденции, люди звонят нам. Они говорят о том, что программа нужна, рассказывают свои истории и истории своих близких. Почему таких передач больше нет? Мы выходим в эфир на 24 минуты раз в неделю.
10% из вас
А ведь инвалидов у нас немало. Все, о чем я говорил, касается интересов огромного пласта общества, инвалидами у нас являются 10% населения, это 13,5 миллионов человек. Если приплюсовать к этой цифре родственников инвалидов и всех, кто так или иначе сталкивается со специфическими проблемами каждый день, эта цифра достигнет почти 30% населения России. Их интересы должны быть учтены на всех уровнях: на законодательном, на уровне подзаконных актов, в повседневной жизни, и в СМИ.
Закон, а не чувства
Безусловно, принятие конвенции и изменение законов не изменит в одночасье жизнь всей страны, но самое главное, что мы начали двигаться в этом направлении и теперь у инвалидов есть законное основание требовать соблюдения своих прав. Если раньше человек мог опираться исключительно на эмоции и взывать к человеческим чувствам чиновников, то теперь есть закон, на основании которого инвалиды могут отстаивать свои права.
Безусловно, сейчас государством уже делается для инвалидов очень много: на федеральном уровне действует государственная программа «Доступная среда», в Москве очень успешно реализуется программа «Социальная поддержка жителей города Москвы», в которую входит подпрограмма «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения», на которую в бюджете заложено 150 миллиардов рублей.
Все программы, которые я перечислил, рассчитаны до 2015-16-гогодов. Основную часть работ столице предполагается завершить к 2016-мугоду, в том числе полностью перейти на общественный транспорт с низким полом, удобным для инвалидов.
Разумеется, сложно, сразу научить людей правильно укладывать тротуарную плитку для инвалидов, правильно делать пандусы, подъемники. Мы только начали двигаться в этом направлении, и без ошибок пока не обходится, но, на самом деле уже сделано очень много, а ошибки, которые выявлены — исправляются. Сейчас в Москве создана инспекция по делам инвалидов. Если в вашем районе пандусы похожи на адреналиновые горнолыжные трассы, куда можно обращаться.
Сейчас я мечтаю о том, чтобы все, что мы наметили — осуществилось. Если то, что уже запланировано воплотить в жизнь, наша жизнь изменится, уверяю вас.
Автор: Владимир Крупенников
Источник: http://www.pravmir.ru
Похожие статьи