Безграничный потенциал

Все они – инвалиды. Все они добились того, что и большинству здоровых сограждан не под силу

Стать лучшим в своем деле, построить головокружительную карьеру и прославиться на весь мир удается единицам. Как принято считать, – самым сильным, смелым и удачливым. Однако есть люди, которых большинство из нас таковыми не назовет.

Более того, ни за что не поверит в то, что они вообще способны достичь чего-либо в этой суровой жизни. Слишком серьезные преграды на их жизненном пути. Наверное, поэтому их личные победы гораздо эффектнее обычных. Речь об инвалидах. Оказывается, они тоже становятся высокопоставленными госслужащими, крупными бизнесменами, талантливыми актерами, певцами, титулованными спортсменами.

И в том, что им это удается не хуже, а порой и лучше, чем более сильным и здоровым, корреспондент «Вечерки» убедился, что называется, наяву.

Вы заблуждаетесь, профессор!

Больше двадцати лет назад приемную комиссию МГУ шокировал необычный студент. Документы на дневное отделение философского факультета подавал юноша, с трудом передвигающийся на инвалидной коляске (роковую травму он получил после неудачного прыжка с парашютом, будучи курсантом летного училища). В советские времена, как известно, таких людей старались спрятать подальше от глаз широкой общественности. Разве могут быть в строящей коммунизм стране подобные проблемы? Поэтому председатель комиссии тут же принялся энергично отговаривать «ненужного» абитуриента от его «бредовой» задумки. Однако мальчик оказался упорнее, чем думал ученый муж.

– Я сделаю все, чтобы вы не поступили! – выкрикнул тогда профессор в гневе.

Эти слова Юрий запомнит на всю жизнь. Именно тогда он поймет, что свои права нужно уметь отвоевывать.

Сейчас Юрий Николаевич Баусов – кандидат философских наук, ректор Гуманитарно-технологического института, член Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации, председатель Межрегиональной общественной организации «Ассоциация молодежных инвалидных организаций», генеральный директор фирмы «Инкар» (по изготовлению инвалидной медико-реабилитационной техники). А еще известный художник и спортсмен (способен преодолеть под водой брассом не менее 25 метров!).

Студентам Баусова повезло больше, чем ему самому в юности. Ребята инвалиды, которые приходят к нему наравне с обычными, никогда не услышат того, что пришлось выслушать когда-то ему. Более того, ректор сделал все, чтобы этим молодым людям было максимально комфортно в институте. Однако на этом Юрий Николаевич не остановился. Став председателем общественной организации, он ездит по российским регионам – встречается с людьми, помогает им найти работу, приспособиться к быту, правильно подобрать инвалидную коляску… Поэтому для сотен людей имя Баусова значит сегодня гораздо больше, чем обещания любого высокопоставленного чиновника.

Незрячий видит далеко

Вот уже несколько лет москвич Юрий Власов управляет собственной компанией по перевозке грузов населения. Компания солидная, в базе данных – более 2000 машин. Телефонные звонки населения принимают восемь диспетчеров. Юрий Власов – предприниматель, обычный во всем, кроме одного: в 14 лет он полностью потерял зрение. Однако это не помешало ему окончить факультет психологии МГУ им. Ломоносова.

После чего молодой врач занимался частной практикой, которая со временем выросла в достаточно масштабную психологическую службу. Она включала 35 медкабинетов по всей стране.

Идея создать новую компанию пришла неожиданно, однако воплотить ее оказалось не так просто. Бизнесмен признался, что вынужден был зарегистрировать фирму на подставное лицо.

– Всю свою жизнь я сталкиваюсь с непониманием и недоверием людей, – объясняет он. – Поэтому, увы, иногда приходится обманывать.

Ему особенно ясны проблемы инвалидов, и он старается нанимать их в свою нынешнюю фирму. Впрочем, берет далеко не всех.

– Не все выдерживают, – объясняет Власов. – Поэтому от многих людей приходится отказываться. Бизнес есть бизнес. И мне, как и всякому руководителю, нужен результат.

В руководящем кресле Власов, по его собственным словам, чувствует себя вполне комфортно. И уверен, что запросто смог бы управлять еще более крупным предприятием.

– Возможно, открою параллельно другое дело. Положительный опыт уже есть, поэтому двигаться дальше не страшно.

Дзюдо подарило мне уверенность

Когда хрупкая девушка с легкостью «скручивает» здоровенного мужчину – это уже, согласитесь, нонсенс. А вот когда это делает абсолютно слепая девушка – нечто большее.

Представьте себе, такая девушка существует. Это москвичка Виктория Потапова – инвалид по зрению первой группы и при этом чемпионка по дзюдо XII Параолимпийских игр в Афинах. А уж сколько медалей она завоевала на десятках других соревнований в разных странах – и сама припомнить не может.

Есть в копилке Потаповой и особые награды. Те, которые были взяты в борьбе со зрячими спортсменами. На неравный, казалось бы, бой Вика выходила потому, что среди своих ей было просто не с кем бороться. Все были уже побеждены.

Однако и зрячих спортсменок крохотная (ее вес всего 48 килограммов) невидящая Вика спокойно положила на лопатки одну за другой.

– На данный момент Вике в ее весовой категории нет равных в стране, – говорит тренер Потаповой Ислам Ибрагимов. – Однако у нее есть огромный потенциал, который поможет ей добиться еще больших побед. Дзюдо ей и в жизни пригодится.

Был как-то раз случай, когда мои девочки (в группе их четыре), в том числе и Вика, были на сборах в подмосковной Электростали. Пошли в местный магазин за продуктами, и там к ним пристала группа хулиганов. Девчонки задали им такого жару, что одного потом увезли со сломанной рукой. Представьте – худенькие, слепые девочки отделали здоровых пьяных мужиков! А ведь еще семь лет назад подобный расклад Вика даже вообразить себе не могла. Тогда, в двадцать с небольшим, она полностью лишилась зрения (к трагедии привел рак). А могла как раз стать кандидатом в мастера спорта по спортивной гимнастике, которой успешно занималась с семи лет: здесь ей тоже прочили звездную карьеру. Однако судьба распорядилась иначе.

– Я по-прежнему занимаюсь спортом, как и мечтала, – говорит Вика. – Дзюдо я полюбила даже больше. Этот спорт придал мне уверенности в себе. И не только потому, что я владею какими то приемами по самообороне. Я излучаю уверенность.

Поэтому недоброжелатели просто боятся ко мне подойти.

Сейчас главная цель спортсменки – золото на предстоящих Параолимпийских играх. На Потапову делает главную ставку и тренер. Возможно, для Вики это будет последняя громкая награда. Ведь ей уже больше тридцати. Для профессионального спортсмена – возраст почтенный. Однако она уже достаточно сделала, чтобы не быть забытой впоследствии. Потапова – президентская стипендиатка. А в будущем, возможно, и сама будет тренером, помогая обрести уверенность тем, кто так же, как и она, лишился ее по воле жестокой судьбы.

Я буду танцевать!

В детстве Ира Гордеева обожала танцы. Она усердно посещала танцевальный кружок и мечтала стать чемпионкой мира. И в это верили все, видя, как резвые, сильные ножки выделывали все, что хочет их юная хозяйка. Мечта Ирины сбылась. Со своим партнером Александром Ляпиным она стала призером Кубка Евразии, открытого чемпионата Белоруссии, чемпионата России, чемпионата Европы и открытого чемпионата Словакии по спортивным танцам. Но победы свои Ира одержала уже без помощи сильных и резвых ножек, а сидя в инвалидной коляске…

В 16 лет многообещающая спортсменка попала в жуткую аварию, после чего пришлось начинать жизнь заново. Но от прошлой мечты Ира отказаться не смогла, несмотря на то, что она уже казалась нереальной.

Говорят, что когда чего-то очень хочешь, вся Вселенная помогает тебе. Ира к тому времени уже знала про то, что можно танцевать на коляске. Однако в Москве этим никто не занимался. Ирина станет первой, кого руководство организации «Филантроп» (она обратится туда за помощью) специально отправит заниматься танцами в Белоруссию, где о танцующих инвалидах заботились гораздо больше.

– Вы даже представить себе не можете, как там все было здорово! – вспоминает Ирина. – Просторное здание, полностью приспособленное для инвалидов-колясочников, грамотные педагоги. Я туда как на крыльях летела. И жила, не чувствуя, что я в чужой стране, вдали от близких.

Научившись танцевать по-новому, Ирина уже чувствовала силы для серьезной победы. Проблема была лишь в одном – нужен был тот, кто поможет ее добыть. Нужен был партнер. А найти его оказалось не так просто. Пришлось сменить несколько молодых людей, не подходящих по темпераменту, навыкам, характеру. Пока не вмешалась судьба.

– Я занималась уже в Москве и танцевала с юношей, который тоже был на коляске, – вспоминает Ирина. – А у него был брат Саша, который здоров и когда-то профессионально занимался бальными танцами. Он часто приходил на занятия и в один прекрасный момент сделал мне предложение, от которого я не смогла отказаться (улыбается). Почему он выбрал меня, до сих пор не может объяснить. Я же жутко боялась поначалу, что он, помучившись со мной, просто бросит. Однако мы настолько спелись, что уже друг без друга себя не представляем.

Уже через три месяца пара Гордеева–Ляпин заняла 3-е место на кубке Евразии. Меньше чем за год Ира и Саша завоевали 6 призов на различных международных соревнованиях. Последняя награда – первое место на Чемпионате России.

Стоит отметить, что Ира и Саша – единственная московская пара, которая защищает честь страны на международных соревнованиях. И не было чемпионата, откуда ребята ушли бы без награды.

Теперь жизнь без танцев Ира уже не представляет. Выступать она планирует до тех пор, пока будут силы, невзирая на возраст. Более того, под ее опытным и чутким руководством становятся чемпионами малыши, которые приходят на занятия в фонд «Филантроп».

– Вы знаете, планов и желаний у меня очень много, – говорит Ирина. – Возможностей только мало. Обидно, что такими, как я, у нас не занимаются совсем. Перед каждым соревнованием мы судорожно ищем спонсоров, чтобы оплатить дорогу, костюмы. Помещений для занятий танцами на колясках в Москве по-прежнему нет. Но если даже в таких условиях все получается, значит, есть смысл заниматься. Значит, не зря все это. И пока есть силы, я буду танцевать.

Глянцевая Клеопатра

Со страницы дорогого глянцевого журнала горделиво смотрит модель в образе царицы Клеопатры.

Девушка с идеальной фигурой и потрясающим макияжем вызывает восхищение и зависть. Перелистываем журнал и видим ее снова – уже в пышном дворянском платье, потом в элегантном мужском костюме, стильных джинсах… Каждое фото – небольшое произведение искусства. Такой съемки профессиональная модель добивается долго, обходя на поворотах конкуренток и без устали очаровывая фотографа.

Между тем героиня этой потрясающей фотосессии Маша Генделева долго и упорно от нее отказывалась. Моделью она не помышляла быть, даже когда уверенно топала длинными стройными ножками по московским улицам. А уж когда в двадцать лет внезапно оказалась в инвалидном кресле (Маша, так же, как и Ира, попала в автокатастрофу), одна лишь мысль о подиуме казалась издевательством. Однако именно в этот период жизни, по иронии судьбы, а может, и по ее счастливой улыбке, Марию случайно увидел один из известных столичных фотографов.

– Он сказал, что ему очень понравились мои глаза, – вспоминает Маша. – И тут же пригласил меня на съемку. Мне было тяжело добраться до студии, и я отказалась.

Но он стал меня просто терроризировать…

Сначала Маша не поняла, что ее приглашают не просто сфотографироваться, а на работу. А это несколько часов профессионального грима, умение находить нужные эмоции и позы по первому требованию фотографа.

– Вот тут я поняла, насколько тяжел труд модели, – вспоминает Маша. – Я чуть с ума не сошла! Нужно было и так встать, и сяк! Улыбаться, грустить, сердиться, когда попросят. Это очень тяжело. Зато такие фотографии классные получились! Я сразу про всю усталость забыла.

Однако решила больше себя так не мучить. Но не тут-то было. Фотограф-мучитель полюбившуюся модель в покое не оставил. Через несколько дней в телефоне Маши снова раздался звонок. Ее попросили поработать уже для другой фотосессии. И снова настойчивость фотохудожника победила. Огромными зелеными глазами Маши любовались посетители одной из крупных столичных выставок. Сейчас фото необычной красавицы украшают несколько глянцевых изданий и периодически выставляются на разных выставках. А от заманчивых предложений по-прежнему нет отбоя.

– Мне часто звонят, просят принять участие в фотосессиях, но у меня сейчас много других дел, поэтому приходится отказываться, – говорит Маша.

День ее действительно расписан по минутам. Она учится на дизайнера и работает в двух местах! Во-первых, в общественной организации «Перспектива» помогает трудоустроиться молодым инвалидам, а во-вторых, преподает в двух столичных школах. Предмет, правда, очень своеобразный. Маша рассказывает малышам о том, что такое инвалидность, и учит их, как вести себя с теми, кто на них не похож.

– Детки у меня, конечно, энергичные, – улыбается юная учительница. – И с ними очень нелегко. Придется получать еще и педагогическое образование.

Помимо этого Маша успевает путешествовать по России и всему миру. Причем за границу девушка ездит «дикарем». Приезжает одна, ищет квартиру и сама организует себе экскурсии.

– Вы знаете, у меня вообще все очень замечательно получается, – говорит она. – Все свои планы я осуществила, несмотря на свой недуг. Я гуляю, путешествую, работаю. В общем, живу полноценной жизнью. Однако все равно с нетерпением жду операции, которая запланирована на осень этого года. Она должна снова поставить меня на ноги, на что я очень надеюсь.

Простодушный Антон

Антон Дебелов – самая юная звездочка самого необычного столичного театра. «Театра Простодушных». Только здесь актеры встретят вас у входа, с улыбкой пожмут руку и спросят, как вас зовут.

Ну а то, что вы увидите на сцене, ничем не будет отличаться от представлений в других театрах. Вот только эмоции актеров будут более яркими и искренними. Ведь люди с синдромом Дауна в принципе не могут лгать. Они ведут себя на сцене так же, как и в жизни, что профессиональным актерам удается далеко не всегда. На театральных подмостках Антон оказался вопреки врачебным запретам.

– Когда Антоша был маленьким, я пыталась куда-то его устроить – в кружок, в секцию, – рассказывает мама Ирина Михайловна. – Однако врачи мне как-то грубо сказали: «Хватит глупостями заниматься! Такие, как он, должны сидеть дома.

Для них ничего нет». Мне так горько стало тогда. Поэтому, когда я узнала про театр, то тут же отвела его туда. Назло всем и всему. Надо сказать, что Антон загорелся моментально. Увидев это, я решила полностью отдавать свои силы на его увлечение. Привожу его, отвожу, помогаю разучивать роли, одеваться, гримироваться.

– Театр – это моя жизнь! – совсем как настоящая звезда восклицает Антон, перебивая маму. – Я его обожаю!

Звездой, кстати, Антона можно назвать уже с полной уверенностью. Помимо главных ролей в театральных спектаклях («Зверь» и «Капитан Копейкин») он еще успел сыграть в одном из радийных сериалов. Объездил с гастролями всю страну и вызвал фурор на масштабном театральном фестивале в Париже.

– Я все раньше думала, за что же мне такое горе? – рассказывает Ирина Михайловна. – И даже представить тогда не могла, что благодаря своему ребенку я побываю в самых разных странах, буду давать интервью центральным и зарубежным изданиям! Как и все актеры, Антон мечтает о новых ролях. Притом о самых разных. Играть он готов кого угодно.

– Я хочу и в кино сыграть, – выдает он свою сокровенную мечту. – Чтобы все обо мне узнали.

Надо сказать, что мечта эта вполне может стать реальностью. Это доказал коллега Антона – актер Сергей Макаров, который с таким же заболеванием в 2003 году снялся в фильме «Старухи», повествующем о нелегкой судьбе российской глубинки. По сюжету, в заброшенной деревушке где-то на Вологодчине живут-выживают несколько старух и Миколка, один-единственный мужчина, да и тот слабоумный. За эту роль Сергей получил «Золотую розу», главный приз фестиваля «Кинотавр».

Газета «Вечерняя Москва»



There are no comments

Add yours

*