Параллельные миры

Билеты на паралимпийские игры продаются даже лучше, чем на обычную Олимпиаду.

По Первому каналу впервые транслируют Паралимпийские игры. Но изменит ли это отношение к инвалидам?

В Лондоне снова состязания. Теперь — Паралимпийские. Может, они и не столь масштабные, как недавние ХХХ Олимпийские игры, но все равно это — событие планетарного масштаба. Билеты продаются даже лучше, чем на обычную Олимпиаду. Стадионы забиты до отказа. И миллионы людей смотрят вот эти — другие Игры. Смотрят потому, что им давно это интересно. Они привыкли к такому зрелищу. Тот, кто в прошлую среду дотерпел до полуночи по московскому времени и включил Первый канал, мог увидеть, что 80-тысячный Олимпийский стадион снова полон. Что открывает Паралимпиаду королева Великобритании Елизавета Вторая, вновь приехавшая на праздник в сопровождении всей своей семьи. И что сама церемония по размаху и креативу ничуть не уступает Олимпиаде. Для них это не другая, а вторая Олимпиада. Для них это логичное продолжение спортивного праздника. Но что она для нас? Мы впервые смотрим Паралимпийские игры. Их впервые транслируют по Первому каналу. Я не знаю, какие будут рейтинги. Они точно будут не такими, как в Европе. Но и это шаг вперед. Невероятный прорыв в сознании.

К слову, способствовали ему, как ни странно, оглушительный провал олимпийской сборной на Играх-2010 в Ванкувере и последовавший за этим громкий успех паралимпийцев. Напомню, на той Паралимпиаде мы, паралимпийцы, заняли первое место по общему количеству медалей и второе — по сумме золота. Руководители страны и простые люди выплеснули тогда на нас нерастраченные позитивные эмоции, которые они копили для медалистов Олимпиады. Той весной нас наконец-то
признали за равных, что в развитых странах Запада произошло давным-давно.

Впрочем, что далеко ходить.

Если бы всего пять лет назад кто-то сказал мне, что вскоре паралимпийцев будут принимать в Кремле, наши премии сравняются с вознаграждениями олимпийцев, а главные каналы страны будут уделять показу соревнований людей с ограниченными физическими возможностями столько времени, я бы счел его великим фантазером. С моей первой Паралимпиады из Турина, где я занял четвертое место в биатлонной гонке на 7,5 км, мы возвращались скромно, по-домашнему. И хотя медалей и тогда у сборной было немало, в аэропорт приехали в основном близкие и знакомые. Остальные пассажиры и встречающие их люди равнодушно проходили мимо.

Я их понимаю.

У нас в стране долгое время считали, что инвалидов у нас нет. Мол, нет их, и все. У нас паралимпийской Олимпиады-80 не было. Все по той же причине.

Да я и сам до своей личной трагедии в 2000 году, когда 17-летним попал на мотоцикле под грузовик и потерял ноги, даже не задумывался о «параллельном мире», в котором живут люди с физическими ограничениями.

А ведь нас в стране 13 миллионов, и лишь немногие имеют возможность выбираться из дома на улицу, которая совершенно не приспособлена для передвижения людей на колясках или на костылях.

В Европе и Северной Америке чуть ли не каждый автобус и троллейбус оборудован гидравликой для «приседания» на уровень тротуарного бордюра и эстакадой для въезда коляски. Везде, в том числе и в метро, есть лифты и пандусы, а дверные проходы широкие. У нас же так называемая безбарьерная среда только формируется. И пока люди с ограниченными возможностями вынуждены быть сильными, чтобы просто жить. Развитие доступной инфраструктуры по-настоящему воплощается только в одном городе — Сочи, которому всего через полтора года нужно будет принимать не только зимние Олимпийские, но и Паралимпийские игры.

К слову, два года назад даже в Ванкувере у «Русского дома» не было пандуса. А когда после возвращения в Россию я прилетел в Сочи, то не мог забраться на пандус возле здания администрации города. Недавно приехал в олимпийскую столицу снова. Порадовался, что тот пандус демонтировали, а вместо него построили удобный спуск и установили подъемник. Но пока даже в Сочи не оборудованы парковочные места для инвалидов, да и колеса то и дело проваливаются в щели решеток канализации. Учтите это, господа! Мы сейчас находимся всего в шаге от больших перемен. Сочинские Паралимпийские игры не просто будут первыми в нашей стране. Они изменят ее. После сочинских побед паралимпийцев барьеры по отношению к людям с инвалидностью будут окончательно сломаны.

Вот в Лондоне, где сейчас соревнуются спортсмены, барьеров нет. Да это и понятно. Ведь всемирное паралимпийское движение начиналось именно в этой стране, с соревнований ветеранов Второй мировой войны в госпитале городка Сток-Мандевиль в 1948 году, проходивших параллельно с Олимпийскими играми в том же Лондоне, которые открывал отец Елизаветы Второй — Георг Шестой.

Автор: Ирек Зарипов

Источник: http://www.profile.ru



There are no comments

Add yours

*