Евгений Маратович ШЕВКО: Сломать барьеры

Евгений Маратович ШЕВКО, 30 лет. В 1998 году получил травму позвоночника (перелом С5-позвонка шейного отдела позвоночника). Тринадцать лет передвигается на инвалидной коляске и уверен, что жить в коляске можно и нужно.


В 2001 году в возрасте двадцати одного года организовал Мозырскую межрайонную организацию общественного объединения «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников». Стал её первым председателем.

Имеет высшее образование. Мозырский педагогический университет закончил уже после травмы. Он – первый «шейник» в Беларуси, который получил права на вождение автомобиля – в 2005 году. Ведёт активный образ жизни, занимается спортом.

С февраля 2011 года – Председатель Центрального Совета ОО «РАИК».

– Евгений, чего Вам удалось добиться, будучи лидером Мозырской МООО «РАИК»?

– Из последнего, чего удалось добиться, – в январе 2011 мы создали электронные карты доступности объектов инфраструктуры города Мозыря, а также самых транзитных автодорог Беларуси: Брест – Москва и Санкт-Петербург – Киев. Согласитесь, доступность инфраструктуры Беларуси для людей с ограниченными возможностями остается по-прежнему неудовлетворительной. Наша карта – своего рода навигатор для людей в коляске, с помощью которой они могут получить исчерпывающую информацию по доступности тех или иных объектов в городе Мозыре, а также придорожного сервиса вдоль автодорог. Карты, которые мы сделали – первые на постсоветском пространстве. Таких еще никто не делал ни в России, ни в Украине.

Сейчас у нас есть идея, которую хотим предложить организации «Беларусьнефть». Именно ей принадлежит большинство белорусских заправок. В процессе работы над картами доступности мы на себе испытали трудности с заправкой автомобиля. Не секрет, что на наших заправках отсутствуют специальные помощники-заправщики. Но на каждой АЗС есть сотрудники, которые работают там, внутри. И вот мы хотим предложить организации «Беларусьнефть» оборудовать специальный информационный стенд для инвалидов-колясочников и написать на нем большими буквами, чтобы и слабовидящим это было видно, нечто вроде: «Позвонив по этому номеру, вы можете заправиться»… И указать номер той заправки, где могут оказать эту услугу.

В нашей организации эту идею поддержали. Теперь – дело за будущими партнерами.

– Вы уже были в качестве заместителя Председателя Центрального Совета ОО «РАИК» и не понаслышке знаете все те вопросы, которые Вам предстоит решать.

– Задачи те же, но в больших объемах. Придется, конечно, общаться с представителями власти более высокого ранга, быть представителем в Республиканском Совете по делам инвалидов.

– Смущает это?

– Нет, это не смущает.

– Вы коммуникабельный человек?

– Стараемся. Естественно, придется, наверное, и договариваться, и конфликтовать. Дружить вряд ли получится, потому что если с кем-то дружишь, то сложнее критиковать. Поэтому постараюсь наладить с представителями власти деловые отношения, учитывая, что они также выполняют свои цели и задачи. Будем стараться решать проблемы, которые и до этого ставились Советом во главе с предыдущим руководителем Сергеем Дроздовским. Одна из наболевших проблем – обеспечение инвалидов-колясочников автомобилями. Ведь автомобиль, как и коляска, – это их ноги. Автобусы, конечно, хорошо, но автобус ездит только по определенным маршрутам.

Я, как заместитель председателя, предлагал пару лет назад внести изменения в Декрет Президента №21 от 2002 года «О льготах по уплате таможенных пошлин». Там инвалиды 1-ой группы и многодетные семьи имеют право освобождения от таможенных пошлин на товары, которые они ввозят в Беларусь. И этим могут пользоваться инвалиды-колясочники, ввозя на территорию республики автомобиль. Но в этом Декрете такая сложная процедура освобождения, что воспользоваться ею, практически, невозможно. Сначала нужно ввезти автомобиль, заплатив за него все деньги, затем собрать все необходимые справки и только потом, возможно, деньги вернут. Воспользоваться этим правом могло очень небольшое количество людей. Тем более, что люди с инвалидностью способны купить только дешевый автомобиль, например, 1990 года выпуска. В Германии он стоит 500 евро, но пошлина на него, условно, стоит 3000 евро. А сейчас будет еще повышение таможенных пошлин. И человек с инвалидностью, получающий 300-500 тысяч рублей пенсии, вообще не будет иметь никакого выхода из этой ситуации. И что ему делать?!

А мы предлагали упросить эти процедуры – человеку, который нуждается в таком авто, вначале собрать все необходимые справки, передать их в специальный орган, который решит, действительно ли этому человеку можно дать освобождение от таможенных пошлин, затем получить специальный бланк на разрешение ввоза в течение какого-то времени оного автомобиля. И при пересечении границы ему не нужно будет платить пошлину. Это решит ряд проблем – государство не будет тратить деньги на покупку авто для инвалида, а инвалид, в свою очередь, благодаря приобретенной мобильности, будет способен учиться, самостоятельно добираться до работы, зарабатывать деньги.

Проблем много, возможно со стороны они и не видны. Ведь многие считают: человек в коляске – он не может ходить. А у него уйма других проблем. Мы постоянно заостряем на них внимание, но нас пока, к сожалению, не всегда слышат. По коляскам постоянно говорим, что нужно их усовершенствовать, улучшать качество; нужны новые средства реабилитации для инвалидов с травмами позвоночника, у которых руки не работают; нужны урологические средства – памперсы и т.д. Купить их дорого, а без них многие инвалиды-колясочники с нарушением функции тазовых органов вести активный образ жизни не могут.

– И самая большая проблема – это, конечно, безбарьерная среда?

– Получается, что так. Человек в коляске очень от этого зависит: из дома выйти – нельзя, в магазин не попасть, на автобусную остановку – только с помощью других, учиться, работать – никак. Особенно, если человек живет в многоэтажном доме, где нет лифта, – как ему выйти на улицу? Если дом с лифтом, то это решает немного проблем – хотя бы до первого этажа добраться. Но, все равно, с первого этажа до выхода из дома – все равно ступеньки.

Конечно, бывают разные обстоятельства. Некоторые, если есть желание или возможности, чего-то добиваются. Но не у всех это получается.

Определенную проблему может решить электрический подъемник. Многие ставят пандусы, конечно, если это можно назвать пандусами. Потому что пандусы – это такая конструкция, которая имеет свои определенные размеры, рассчитанные учеными. А если эти нормы нарушены, то такое устройство становится опасным для жизни инвалидов. И деньги, которые были потрачены на строительство так называемого пандуса, потрачены впустую.

– Считается, что руководитель должен жить в Минске, в центре. Как Вы предполагаете руководить из другого города.

– Кабинет председателя Ассоциации находится здесь, в столице. И когда руководитель в Минске – это привычно. Согласен, что руководитель много времени должен быть в Минске, решать какие-то дела, на каких-то мероприятиях присутствовать. Естественно, вначале будут определенные сложности. Поэтому сейчас будем работать над этим, будем какие-то логистические схемы по-другому перестраивать. Возможно, на заместителей председателя будут возложены какие-то новые обязанности.

– Вы со своей командой приходите?

– Команда та же остается. Мы с ними давно работаем. Очень опытный и инициативный у нас заместитель Председателя Центрального Совета ОО «РАИК», исполнительный директор – Валентина Гапон, она – минчанка. Инна Дигилевич – опытный специалист по активной реабилитации. Да и остальные члены Совета – замечательные, инициативные люди.

Руководить – дело сложное, конечно. Но будем работать и, думаю, что сработаемся. Да и Сергей Евгеньевич рядом, он никуда не ушел, остается у нас, в Совете. Это очень активный человек. У него сейчас появились другие приоритеты – правозащитная деятельность, что тоже очень важно. Например, дискриминация инвалидов, о которой все говорят, но не знают, что это. У нас в законодательстве нет такого понятия, как дискриминация. И то, чем он будет заниматься, очень важно. Он будет добиваться, чтобы к инвалидам поменялось отношение, чтобы они имели больше прав, умели защищать себя. А мы ему в этом также поможем.

– Мне показалось, что Вы – борец по натуре.

– Боремся. Вот уже десять лет учусь «брать барьеры». Иногда кажется, что ничего не происходит. На самом деле, мы не хотим бороться ради самой борьбы. Мы хотим добиться изменений в жизни людей с инвалидностью в лучшую сторону. И отрадно, что чиновники начинают понимать это. Другое дело, что и они не всё могут, – есть ограничения по средствам, другие проблемы. Но видно, что потихоньку отношение к человеку в коляске меняется.

Значит, работаем не зря.

Источник



There are no comments

Add yours

*